Кто такие однокашники и какие святые считались покровителями знаний?

Август 31 14:50 2020

Накануне Дня знаний в художественном музее открылась необычная выставка. Ее главные экспонаты – иконы и богослужебные книги. Все они демонстрируют стремление наших предков к постижению грамоты.

Фото Натальи Катренко

Художественная ценность книг

Эта небольшая выставка включает в себя всего лишь двенадцать экспонатов, связанных с историей становления образования на Руси, с многовековыми традициями обучения детей письму и чтению. Как выяснилось, для наших предков главными вехами на пути к знаниям были три книги – Азбука, Часовник и Псалтирь. Эти издания чаще всего встречались не только в домах дворян, но и в крестьянских семьях.

— Существует миф, что в большинстве своем крестьяне на Руси были людьми необразованными, но это не так, – утверждает старший научный сотрудник ГХМАК Евгения Школина. – Дело в том, что в деревнях существовало немало вольных школ, в которых крестьянские дети обучались грамоте. Как и сейчас, все начиналось с алфавита, который они заучивали вместе с учителем (а эту роль могли выполнять дьяки, отставные служивые, вольные крестьяне, представители дворянства), а затем повторяли эти буквы дома. Не случайно до наших дней дошла поговорка: «Азбуке учат – на всю избу кричат!». За Азбукой следовал Часовник – сборник повседневных молитв, который широко использовался и при обучении грамоте. В доказательство тому – отдельные главы в этой книге, адресованные учителям. После постижения Часовника можно было приступать к изучению Псалтиря – богослужебной книги, состоящей из псалмов, молитвенных песен, относящихся к разряду высокой поэзии, более сложной для восприятия учеников.

Что интересно – книги, представленные на выставке, хранятся в фондах музея. Все потому, что богослужебные издания обладают художественной ценностью, а значит, являются произведениями искусства. Как пояснил старший научный сотрудник ГХМАК Антон Клубков, большинство богослужебных книг – образцы графики (шрифт, орнамент, рисунки) и декоративно-прикладного искусства (сложно оформленные обложки с тиснением и застежками).

— Издавались Часовники и Псалтири большими тиражами, так как использовались не только для обучения, но и для ежедневного чтения, применялись эти книги и в богослужении, – рассказал Антон Алексеевич. – Поэтому их страницы сильно изнашивались, из-за чего до наших дней дошло не так уж много таких экземпляров. Многие из них считаются библиографической редкостью.

На выставке можно увидеть Азбуку, изданную в начале XX века, в которой сохранились строки напутствия к учителям, Часовник 1876 года, являющийся перепечаткой с книги 1640 года, и Псалтирь, напечатанный в 1866 году по изданию 1645 года.

Каша, платок и разбитый горшок

Представлены в витринах и иконы, которые наши предки связывали с процессом обучения. Среди них славянские просветители Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, медно-литые образы трех великих вселенских учителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Представлено здесь и изображение преподобного Сергия Радонежского, из жития которого мы узнаем, что до семи лет он считался труднообучаемым ребенком, но затем к нему явился таинственный старец. Он предрек мальчику, что благодаря усердию тот превзойдет в знаниях своих братьев (кстати, этому эпизоду посвящено полотно Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Не случайно в народе Сергия Радонежского всегда считали покровителем всех учащихся. Еще один образ, связанный со знаниями, посвящен ветхозаветному пророку Науму, которого в народе прозвали грамотником. На выставке представлен эскиз к будущей росписи интерьера барнаульского храма Иоанна Богослова, созданный алтайским художником Иваном Тороповым. Что символично, ведь учебный год на Руси начинался 1 декабря – в день почитания этого пророка.

В этом ряду книг и икон довольно странно смотрится глиняный горшок, занимающий в витрине чуть ли не центральное место. Как оказалось, этот экспонат является частью древнего обряда – символичного праздника, который устраивался после завершения каждого этапа обучения. Получив очередную порцию знаний, дети приходили к учителю с горшком, наполненным кашей и завернутым в платок. Поверх этого подношения клались деньги – плата учителю за его работу. Деньги отдавались педагогу, каша съедалась учениками, а горшок разбивался. Есть мнение, что этот обряд и породил в русском языке слово «однокашники».

— Примерно такой же обряд совершался и при рождении ребенка – там тоже фигурировали каша, платок и разбитый горшок, – говорит Евгения Викторовна. – Отсюда можно предположить, что к получению образования люди относились как ко второму рождению.

Выставка «Кто грамоте горазд» (6+) будет работать до 20 декабря по адресу: ул. Горького, 16. В рамках выставки планируется проводить лекции «Искусство книги Древней Руси» и игровую программу для детей «Наум-грамотник».