В МТА поставили спектакль о взрослении, умении прощать и принимать жизнь

Август 17 15:14 2020

В Молодежном театре Алтая завершилась работа над одной из премьер предстоящего сезона – спектаклем по книге Эрика-Эмманюэля Шмитта «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Режиссер постановки артист МТА Андрей Воробьёв, для которого это пятая по счету работа в качестве режиссера.

МТА готовит премьеру для нового сезона.
Фото Станислава Хазиева

По ходу жизни

Шмитт – автор, к которому барнаульские театры уже обращались. В 2015 году по его произведению «Оскар и Розовая дама» Александром Зыковым был поставлен моноспектакль для актрисы Надежды Царининой, а в 2019 году его пьеса «Дети Ноя» легла в основу удивительно тонкой работы режиссера Марии Любецкой в театре кукол «Сказка» (в рамках творческой лаборатории для молодых режиссеров). На сей раз МТА взялся за материал о взрослении – о столкновении подростка с миром взрослых и о том, что каждому человеку нужна родная душа.

«Мсье Ибрагим и цветы Корана» – история о мальчике Момо (Моисее), брошенном сначала матерью, а потом отцом. Его потребность в общении, теплоте и заботе толкают его на любые контакты – в том числе и с женщинами легкого поведения. Но все же настоящим другом для Момо становится старый бакалейщик Ибрагим, который хоть и «знает лишь то, что написано в Коране», но все же оказывается рядом в самые непростые минуты и готов ответить на все вопросы, возникающие по ходу жизни подростка. Кроме того, он учит Момо всему – улыбаться, думать, понимать людей, видеть красоту женщин, любоваться пейзажами, замечать вокруг присутствие Бога… Житейские советы старшего товарища бесценны. Они помогают брошенному всеми мальчугану обрести опору, поверить в себя, а главное – научиться ориентироваться в сложном мире.

Можно сказать, что по ходу истории главный герой проходит три стадии взросления: физическую, когда он впервые познает женщину, психологическую, связанную с самоубийством отца (оставшись один, Момо должен решить свою дальнейшую судьбу), а также духовную, когда он вместе со своим другом мсье Ибрагимом отправляется в путешествие на мусульманский Восток, где учится прощать, относиться к миру с великодушием, быть свободным от условностей.

Как правило, мсье Ибрагим дает Момо нетривиальные советы. Для того чтобы мальчик стал счастливым, он учит его улыбаться (причем по принципу: «Бац – улыбка!»), а в самый сложный момент дарит ему новые ботинки, призывая тем самым сбросить старую обувь – то есть перейти на новый жизненный этап.

Уличная притча

В МТА спектакль поставлен на малой сцене. Небольшое пространство здесь условно поделено на две зоны – дом Момо, где тот проживает вместе с отцом, и лавка бакалейщика, мсье Ибрагима. Между этими двумя важными точками в жизни подростка происходит все остальное – встречи, общение, путешествия, новые знакомства.

Для Андрея Потеребы, сыгравшего Момо, эта роль – безусловная актерская удача. Легкий, чутко реагирующий на внутренние движения пьесы, он, казалось, по ходу спектакля демонстрирует чуть ли не весь свой актерский диапазон. Угрюмым и сдержанным предстал перед нами и Виктор Синицин в роли отца Момо, добрым и мудрым – Александр Чумаков в роли Учителя, мсье Ибрагима. Что интересно, все женские роли в спектакле (а их немало – это и проститутки, Брижит Бардо, мать Момо, школьные учительницы) было поручено сыграть одной актрисе Виктории Проскуриной, которая перевоплощалась буквально на лету. Кстати, в спектакле задействовано два состава – к примеру, если в одном Виктор Синицин играет отца героя, то в другом исполняет роль мсье Ибрагима. Кроме того, во втором составе Момо – это Иван Протасов, а отец – Александр Коцубенко.

Действие спектакля выстроено довольно энергично. Связующим звеном между сценами является главный герой – не случайно и в книге повествование ведется от первого лица. Со сцены Момо словно рассказывает историю своей жизни, которая воспринимается как притча (в программке к спектаклю так и обозначено: «Уличная притча»).

Сегодня Молодежный театр Алтая активно готовится к новому сезону. Здесь над пьесой «Временно недоступен» немецкого драматурга Петры Вюлленвебер работает режиссер из Новосибирска Анна Зиновьева. Новая постановка рассчитана на подростков – самую сложную и мало охваченную вниманием режиссеров публику. Совсем скоро в МТА прибудет артист новосибирского театра «Глобус» Александр Липовской. Вместе с актерами МТА он будет создавать новый спектакль «Киддо» по произведению собственного сочинения. Еще одной премьерой осени станет трагедия «Гамлет». За самую знаменитую пьесу в мире взялась Татьяна Безменова – московский режиссер, которая в Барнауле больше известна как балетмейстер.