В лётной школе набирают очередной курс воспитанников

Июль 06 14:14 2020

Алтайская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой дислоцируется в ленточном бору на окраине поселка Лесного. Уникальное учебное заведение, единственное подобного рода за Уралом, было образовано 30 лет назад и сразу завоевало популярность у мальчишек.

Валентин Левин выбрал профессию инженера военно-космических сил.
Фото Василия Каркавина

На три головы выше

За эти три десятилетия несколько тысяч выпускников связали свою судьбу с авиацией, с небом. Среди выпускников школы два Героя Российской Федерации – штурман вертолетного звена ст. лейтенант Дмитрий Дорофеев и командир взвода радиоэлектронной разведки лейтенант Михаил Григоревский. В нынешнем году на 116 учебных мест претендует около двухсот кандидатов из Барнаула, городов и районов края и даже других регионов.

Срок обучения в школе-интернате два года. Параллельно со школьной программой ребята проходят парашютную подготовку, изучают конструкцию самолета, аэродинамику, авиационную метеорологию, воздушную навигацию. Воспитанники живут в школе, носят военную форму одежды, их жизнь и быт максимально приближены к солдатской жизни. С 15 часов субботы до 19 часов воскресенья воспитанники могут отбыть к родителям или родственникам в увольнение.

Директор школы-интерната, член Общественной Палаты города Барнаула Сергей Акопян всегда подчеркивает, что школа не готовит летчиков.

— Мы воспитываем юношей, мужчин, которые после окончания нашей школы будут на три головы выше своих сверстников, домашних мальчиков, хоть при призыве в армию, хоть при поступлении в военные и гражданские вузы. Вот у меня списки мальчишек, подавших документы на поступление. Смотрю набор, изучаю ребят. К нам приходят подростки особенные. Согласитесь, что не каждый 15-16-летний парень решится променять мамины пирожки, школу через дорогу, вечерние посиделки с друзьями и подругами на казарменную жизнь, почти армейскую дисциплину. Первые месяцы идет ломка. Случается, как мы говорим, отсев. Как правило, после первой четверти. Немного. Два-три человека из каждого набора. Ребята начинают понимать, что переоценили свои возможности. И мы – педагоги, воспитатели относимся к таким ребятам с пониманием. Я сам был курсантом военного училища и после первого семестра, во время отпуска, честно признаюсь, у меня было желание остаться дома. А я ведь тогда был на три года старше наших воспитанников. В конце августа ребята с родителями приезжают в школу. Я родителям говорю: «Сейчас ваши дети будут на карантине, а 21 сентября, когда дадут клятву на верность школе, мы традиционно отпустим ребят в увольнительную и вы увидите, что ваши сыновья уже становятся другими. В школе работает система, а она воспитывает быстрее папы и мамы.

— Сергей Дживанширович, у выпускников вашей школы есть преимущества при поступлении в летные вузы?

— Наше преимущественное право – курсанты, которые уже учатся. По 50-80 наших выпускников сейчас обучаются на разных курсах и факультетах в Сызранском, Краснодарском летных училищах, других вузах Министерства Обороны. Руководство этих заведений уже знает уровень подготовки Алтайской школы и более внимательно присматривается к нашим абитуриентам. Ежегодно 80-85 процентов выпускников поступает в военные и гражданские учебные заведения. Из них половина в вузы так или иначе связанные с авиацией. В этом году выпустилось 116 воспитанников, личные дела 82 из них отобраны и направлены в военные, в том числе авиационные вузы, учебные заведения силовых ведомств.

Нереальные полеты

Заместитель директора Константин Першин показывает классы специальных дисциплин. В одном из них проходят занятия по парашютной подготовке, изучению конструкции самолета, аэродинамики.

— С нового учебного года начинаем новое направление работы так называемое дроностроение. Будем создавать беспилотники, – рассказывает Константин. – Это не производственная деятельность. Это поле, на котором курсант должен усвоить новые для себя знания. Основная идея не просто запустить летательный аппарат в небо, а наполнить его различными функциями, а это значит расчеты, опыты, поиск оригинальных решений. Дроностроение подтягивает школьные дисциплины: физику, математику и прочие. При создании практических вещей, теоретические знания будут наполняться реальным содержанием. Какую-то математическую формулу, которая в жизни не пригодится 90 процентам людей, наши курсанты смогут применить, чтобы, например, рассчитать нужную траекторию полета.

В другом классе, по сути, компьютерном, стоят 16 симуляторов. Здесь воспитанники осваивают азы летного дела: скорость набора высоты, полеты по кругу, взлет-посадку. То есть все, с чем курсант столкнется, поступив в летное училище. Компьютеры, оборудованные штурвалами, очками с дополненной реальностью, создают иллюзию кабины самолета и настоящего полета. Педагог рассказывает, что особо это отмечают, как ни странно на первый взгляд, уже состоявшиеся летчики, которые часто приезжают в школу.

— Садились за компьютер, начинали полет и у них оживали все рефлексы. На виражах они даже сопротивлялись возникающим нагрузкам. Понятно, что в реальности их здесь нет, но мышечная память опытных летчиков помимо их воли заставляла тело привычно напрягаться при выполнении той или иной фигуры пилотажа. Летчики забывают, что полет нереальный. У воспитанников такого пока нет.

Еще один встает на крыло

Барнаулец Валентин Левин окончил школу в этом году. Юноша поступает в Воронежскую академию ВКС на инженерный факультет. Его документы уже направлены в вуз. Конечно, волнуется. Хотя поступить у парня есть все шансы. Хороший аттестат, на кителе, кроме нагрудного знака выпускника школы, медаль участника прошлогоднего парада Победы в Барнауле и значок парашютиста. Увидев его, не мог не спросить, какие у человека чувства, когда он шагает с борта самолета в бездну.

— Страшно?

— В первый раз не страшно. Еще не знаешь что это такое. Самый страшный прыжок второй. Потому что уже знаешь, что тебя ждет. А после появляется навык, понимаешь как себя вести, начинаешь думать во время прыжка.

Алтайская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени героя Советского Союза Константина Павлюкова занимает прочное место в системе образования Алтайского края, являясь центром патриотического воспитания.