Как работают инспекторы ГИБДД

Июль 06 11:52 2020

3 июля сотрудники ГИБДД отмечают свой профессиональный праздник. В канун этого дня мы попытались взглянуть на незаменимую профессию глазами сотрудника ГИБДД. Знакомьтесь, Александр Борискин представитель династии госавтоинспекторов, умелый водитель и просто человек, который сделал безопасность пешеходов целью своей жизни.

Александр Борискин готов к любым ситуациям на дороге.
Фото Стаса Сидоркина

По цепочке камер

Александру Борискину профессия инспектора ГИБДД досталась в наследство от отца, который 31 год отработал в ГАИ, заслужив немало наград. Сам Александр уже восемь лет следит за порядком на дорогах города.

— С раннего детства, видя, как отец приходит домой в форме, а иногда и подъезжает на патрульном автомобиле, я уже знал свою будущую профессию и готовился к ней. Отец рассказывал занятные истории о своей работе, о водителях, автомобилях, я бывал у него в служебном гараже. Тогда я решил для себя, что инспектор ГИБДД – это профессия для настоящих мужчин, где присутствует дисциплина, внутренний порядок.

Сейчас Александр Борискин работает инспектором группы исполнения административного законодательства, занимается розыском автомобилей, покинувших место ДТП.

— Любителей сбежать с места ДТП всегда хватает, – говорит Александр. Ведь многие водители думают, что раз нет свидетелей, то ни их, ни машину никогда не найдут. Можно просто подремонтировать немного автомобиль и спокойно ездить дальше. На самом деле это не так. Мы практически всегда находим сбежавших, благо сейчас в нашем распоряжении есть огромный арсенал методов, по всему городу установлены камеры видеонаблюдения.

Например, не так давно было ДТП из разряда разыскных. Мужчина приехал во двор в районе ул. Власихинской в компании друзей, оставил машину на парковке и ушел. Через некоторое время на эту же парковку подъехал молодой человек, привез своего знакомого и когда сдавал назад, то врезался в припаркованную машину. Хозяин услышал скрежет, выглянул из окна и успел заметить только, что с места происшествия отъезжает белый «седан». И две цифры номера. На камеру во дворе ДТП не попало. Никаких данных о беглеце не было.

— Тем не менее, в тот же день мы узнали всю необходимую информацию. Запросили записи у частных организаций, у которых видеокамеры находятся на улицах. И таким образом проследили путь белого «седана» вплоть до камеры видеофиксации на Власихинской, которая четко зафиксировала целиком его номер. А дальше осталось лишь установить по базам данных владельца машины. Он объяснил, что сам за рулем не был, сдает машину в аренду.

Водитель был удивлен, что мы его нашли. Переживал, говорил, впервые оказался в такой ситуации, не знал, что делать, испугался, потому и убежал.

От нас не убежишь

Некоторые водители считают, что инспекторы и догнать их не смогут. Но Александр не согласен с такой позицией.

— Мы сможем остановить любой автомобиль. Ведь экипаж не в одиночку ловит нарушителя. Мы просчитываем, куда он будет двигаться. Отправляем другие экипажи на перехват. Дежурный координирует их передвижение. Водитель, пусть и на быстром автомобиле, находится в меньшинстве. Рано или поздно или мы заблокируем его, или он сам заедет в тупик. А таким водителям я бы посоветовал, садясь за руль, подумать о собственной безопасности. Если ты хочешь погонять, то можешь пострадать сам, и навредить окружающим.

Зажали на Красноармейском

К сожалению, гонщики на дорогах встречаются чаще, чем хотелось бы.

— Однажды мы с напарником двигались по пр. Строителей, – рассказывает Александр Борискин. В районе площади Октября наше внимание привлек автомобиль ВАЗ старой модели. С опытом приходит интуиция, появляется профессиональное чутье. Наблюдая за транспортным потоком, можно сразу увидеть, что с водителем что-то не так: дергает машину, резко перестраивается из ряда в ряд. Если у него есть какие-то нарушения, то он нервничает, и это чувствуется. На наше требование остановиться водитель не среагировал, и только прибавил скорость. Началась погоня. Мы передали информацию по радио-связи, и на перехват отправились другие экипажи. Мы просчитали его действия, куда он может попытаться повернуть. На пр. Красноармейском его настигли, одна машина заблокировала ему правый поворот, наша подперла сзади, и еще одна прижала к обочине. Поневоле ему пришлось снизить скорость и остановиться. Тут же из автомобиля выскочил нетрезвый молодой человек и бросился бежать. Мой напарник побежал за ним и после непродолжительной погони задержал парня. Мы вызвали следственно-оперативную группу, потому что было подозрение, что машина находится в угоне.

Водители в алкогольном или наркотическом опьянении представляют большую угрозу для общества. Они не чувствуют опасности, не думают, что могут покалечить себя и других.

Дорожная психология

— Работа на линии очень ответственная. Здесь надо быть не просто инспектором, но и уметь найти к каждому участнику дорожного движения индивидуальный подход, быть психологом, – уверен Александр. – Нередко люди нервничают, с чем-то не согласны, чего-то недопонимают, идут на конфликт. Понятно, что людям не нравится, когда им что-то запрещают. Я думаю, многие просто недооценивают степень опасности езды не по правилам. Я никогда не иду на конфликт, не поддаюсь на провокации. Инспектор ведь незаинтересованное лицо и конфликтовать нет смысла. Просто спокойно объясняю ситуацию, привожу грустную статистику погибших и травмированных. Человеку надо дать возможность успокоиться, осмыслить. Зачастую этот метод помогает, люди приходят в чувство и признают: «Да, был неправ».

По сути и инспектор, и водитель, и пешеход – все мы находимся на одной стороне. И цель у нас одна: чтобы на дорогах не было трагедий, чтобы все вернулись домой живыми и здоровыми. Ради этого мы и работаем, я и мои коллеги. И я с первых дней в Госавтоинспекции рад тому, что однажды сделал правильный выбор.

Александр Борискин: «Да, бывают какие-то напряженные моменты, конфликтные ситуации, но я выбрал такую работу и был готов к ней, в том числе, психологически. А вообще я люблю людей, мне нравится общение с водителями, с пешеходами. Без этого работать в ГИБДД невозможно».