Дети на дороге: как уберечь юных велосипедистов от трагедии

Июль 06 12:09 2020

За последние полгода в Барнауле произошло 52 дорожно-транспортных происшествия с участием детей.

Зная и соблюдая правила, юные велосипедисты и пешеходы избегут проблем на дороге.
Фото Елены Корневой

Две ошибки

11 июня водитель на автомобиле серо-зеленого цвета сбил восьмилетнего мальчика на улице Островского. Через несколько дней на Змеиногорском тракте на проезжую часть без присмотра взрослых вышел четырехлетний малыш. Он двигался по регулируемому переходу на запрещающий сигнал светофора, поэтому водитель не смог среагировать, в результате ребенку потребовалась госпитализация. 21 июня на улице Малахова около восьми вечера в районе дома № 79а водитель допустил наезд на велосипедиста, девятилетнюю девочку.

И это лишь несколько примеров июня, всего же с начала года 55 несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести на дорогах города. В Алтайском крае – еще больше.

— Аварии на дорогах происходят из-за элементарного несоблюдения правил дорожного движения, недисциплинированности и неуважения друг к другу всех участников, – комментирует Геннадий Кузнецов, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД города Барнаула. – По сравнению с прошлым годом, у нас этим летом увеличилось число наездов на велосипедистов. Из 13 случаев, девять пострадавших – дети.

Почему так происходит? Специалисты говорят о двух самых распространенных ошибках на дорогах. Согласно ПДД, велосипедисты и мопедисты должны двигаться по крайней правой полосе, им запрещен поворот налево. И нередко, начиная перестраиваться с одной полосы на другую, они попадают под колеса автомобилей. А между тем, согласно правилам, водитель велосипеда должен доехать до перекрестка, перейти дорогу по пешеходному переходу, ведя свой транспорт рядом с собой, а затем продолжить движение в нужном направлении.

Вторая ошибка: велосипедист не переходит дорогу, а переезжает ее по зебре. Особенно опасны такие маневры на нерегулируемых пешеходных переходах, когда водитель просто не успевает среагировать на внезапно появившегося на двухколесном транспорте подростка.

Во дворе – с осторожностью

В этом году эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы, в том числе и в организацию летнего отдыха. Многим семьям пришлось отказаться от дальних поездок и провести лето в городе, либо на своей даче. Не открываются пока загородные оздоровительные лагеря, закрытыми остаются и пришкольные, в связи с чем большинство ребят остаются в черте города, и свой досуг организовывают самостоятельно. Как правило, это прогулки во дворе на велосипедах, самокатах и других современных средствах передвижения. Как велосипедистам избежать трагедии на дороге? Выход один – соблюдать правила дорожного движения.

— Мы проводим уроки с малышами, начиная с детсадовского возраста, в школах активно развиваем дружины юных инспекторов, – отмечает Геннадий Вячеславович, – устраиваем различные акции и конкурсы, участниками которых становятся подростки. Проводим рейды на улицах, раздавая листовки с правилами дорожного движения. А потом они сталкиваются с иным поведением взрослых: видят, как папа, не снижая скорости, пересекает проезжую часть на велосипеде, а бабушка несется на остановку, перебегая улицу на красный свет, да и еще внука за собой тянет.

Согласно статистике, чаще всего юные велосипедисты попадают под колеса автомобилей возле дома. Взрослые ошибочно считают, что во дворе с ребенком ничего не случится. Но ведь дворовый проезд предназначен для движения автомобилей, а значит не может быть территорией безопасности. На самом деле во дворах нужна тройная осторожность. Согласно ПДД, в жилой зоне или в дворовом проезде преимуществом пользуются пешеходы, и водителю нужно уступать пешеходу дорогу. Но и для пешеходов есть правила. Пешеход не должен создавать на проезжей части двора помехи движению, которые не имеют особенного обоснования. Например, нельзя просто стоять на проезжей части и не пропускать автомобиль или выбегать из-за препятствий, ограничивающих видимость, перед близко движущимся транспортом. Это будет нарушением.

Велосипедистам нельзя: переезжать дорогу по пешеходному переходу; ездить, не держась за руль; перевозить груз, мешающий управлению; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; двигаться по автомагистралям; пользоваться во время движения телефоном без гарнитуры; управлять велосипедом в наушниках.

Смотрите по сторонам

Приобретая велосипед, родители должны первым делом обсудить с ребенком правила безопасного передвижения и места, где он может ездить, – дополняет Геннадий Кузнецов. – Лучшего всего, чтобы ребенок катался в парке, сквере, на стадионе или на другой территории, где движение транспорта ограничено. Желательно под присмотром взрослых. Нельзя пользоваться во время движения телефоном без гарнитуры, опасно управлять и в наушниках.

Ну и не забывайте о средствах обеспечения индивидуальной защиты: наколенники, шлем, перчатки…

Для того чтобы летний досуг не привел маленьких горожан на больничную койку, на барнаульские улицы ежедневно выезжают сотрудники мотопатруля.

— Сегодня с утра дежурили в поселке Казённая Заимка, – рассказывает Дмитрий Олыбов, старший инспектор роты ДПС. – Там же остановили мужчину, двигающегося на мотоцикле. Оказалось, следовал без документов. К слову, это одно из самых распространенных нарушений: забывают права дома, порой их и вовсе не имеют. А ведь управлять мототехникой можно с 14 лет и только после получения водительского удостоверения категории «М». На улице Власихинской остановили еще одного парня – был без шлема, при проверке выяснилось, что еще и без документов. Во время рейда обращаем внимание и на юных велосипедистов, которые выезжают на проезжую часть, хотя по правилам, до 14 лет, они этого делать не должны.

Конечно же, более внимательными в местах возможного появления детей, нужно быть и самим автомобилистам. Заезжая во двор жилого сектора – сбавьте скорость до минимума, объезжая припаркованные машины, смотрите по сторонам и будьте всегда готовы к появлению маленьких пешеходов.