2 июля – Международный день собак

Июль 06 16:44 2020

Канистерапия – не новое явление в городе. Уже более пяти лет неравнодушные горожане помогают реабилитироваться ребятам с инвалидностью через их общение с собаками. Совсем недавно стало известно, что барнаульский проект «Город Солнца» продолжается» получил поддержку Фонда президентских грантов.

В канистерапии важно, чтобы собака была не агрессивной и любила свою работу.
Фото предоставлено Натальей Станишевской

Чтобы лечить людей вовсе не обязательно иметь документы об окончании медицинского вуза, да даже человеком можно и не быть. Давно известно, что выздоравливать помогают лошади, собаки, кошки, дельфины и бабочки. Пусть они не сделают даже самую примитивную операцию, не поставят диагноз и не назначат необходимый препарат, но зато обеспечат положительные эмоции, которые врачи прописывают практически всем пациентам, создадут условия, располагающие к улучшению состояния.

В режиме игры

К канистерапии (метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак) прибегают не просто так – как правило, ее используют во взаимодействии с особенными детьми. Барнаульский проект «Город Солнца» продолжается» предполагает проведение индивидуальных занятий с ребятами с расстройством аутичного спектра, олигофренией, синдромом Дауна, детским церебральным параличом, задержкой психического и речевого развития.

Свой подход специалисты подбирают к каждому ребенку. Для этого первое занятие обязательно проходит в сопровождении кинолога, психолога и методиста по канистерапии. Они наблюдают за коммуникацией ребенка и собаки, выясняют, нравятся ли они друг другу. Случается, что установлению контакта мешает, например, окрас четвероногого терапевта. В таком случае «доктора» заменяют, а уже после подбирают методики.

— Предположим, ребенку с ДЦП нужно укрепить мышцы рук, – приводит пример президент Межрегиональной общественной организации «Сибирская ассоциация поддержки канистерапии», руководитель проекта Наталья Станишевская. – Мы можем предложить ему покормить собаку с легонькой игрушечной сковородки. Или поиграть в парикмахерскую, расчесав животное. Если необходимо развить ноги, просим научить собаку – не ребенка – перешагивать через препятствия, доверяя ему поводок.

600 детей прошли реабилитацию у специалистов и обученных собак за последние шесть лет.

Халат для развития речи

В организацию обращаются родители детей, которые плохо разговаривают или вообще молчат. Речь здесь ставят через развитие мелкой моторики, так как центры мозга, отвечающие за эти функции, находятся рядом.

— Мы, к примеру, наряжаем собак – застегиваем-расстегиваем пуговки, – рассказывает Наталья. – Наши канистерапевты придумали свой халатик, который нужно дополнительно украшать. Если весна на улице, то прикрепить к нему капельки – дождь идет. Если лето – цветочки, листочки. Это развивает мелкую моторику, а значит, влияет на становление речевых функций.

Самое важное, чтобы собака была не агрессивной и любила то, чем занимается. Порода в данном случае определяющую роль не играет.

— Когда люди приходят, чтобы себя показать, а не для работы, им быстро надоедает, – подмечает Наталья Станишевская. – Не нравится человеку – не нравится и животному, ведь для собаки хозяин – вожак, она на него ориентируется. Барнаулу повезло, здесь расположен Алтайский техникум кинологии и предпринимательства. Оттуда к нам приходят на практику ребята, которые уже понимают, что такое собака, как с ней нужно себя вести. В других городах – наши филиалы есть в Кемерове, Красноярске, Томске, Новосибирске, Республике Саха, Кирсанове – волонтеров предварительно приходится учить.

Собакам тоже свойственно уставать – это только представляется, что на занятиях для них ничего утомительного не происходит. Правда, чем больше они трудятся, тем выносливее становятся.

— Впоследствии у них даже потребность появляется и они сами начинают просить работу, – улыбается собеседница. – Был случай, когда мы лето провели в оздоровительном лагере с детьми. Во вторник и четверг собака работала. В сентябре у нас начались каникулы, и она стала именно в эти дни приставать к людям, знакомиться, требовать внимания. Не понимала, почему в рабочий день ничего не дают делать, и сама шла искать занятие.

Ноль агрессии

Прежде, чем допустить собаку к ребенку, проводят специальное тестирование, установленное государственным стандартом. Основная его цель – выявить наличие или отсутствие агрессии любого типа: видовой, межвидовой, пищевой, половой, доминантной. Только при ее полном отсутствии (это вовсе не означает неспособность постоять за хозяина или ребенка в случае опасности) пес годится на роль терапевта.

— Начинается все со встречи с незнакомцем, который подходит к хозяину, обнимает его и начинает громко разговаривать, – делится подробностями Наталья Станишевская. – Мы смотрим, как собака реагирует на разные тембры голоса, – низкий, высокий, резкий, громкий, тихий. Вообще при ней нельзя говорить очень громко – станет нервничать, предположит, что хозяину угрожает опасность.

Затем раскрывают перед будущим «доктором» зонтики, проводят мимо разбросанной пищи, которая в идеале не должна заинтересовать, между чужими людьми и собаками, идущими навстречу. Кроме того, проверяют отношение к инвалидному креслу, ходункам или костылю. При виде всего этого не должно последовать отрицательной реакции.

Еще просят выполнять команды. Самая коварная из них – «апорт». Одни в силу анатомического строения (плоская мордочка) не могут многократно выполнять эту команду, а у других порода сама по себе склонна жадничать. Так, золотистый ретривер обязательно принесет брошенный предмет, а вот отдать может поскупиться. Однако, все индивидуально. Чтобы понять, подходит ли ваша собака для канистерапии, ее нужно показать специалистам, они подскажут.

Наталья Станишевская: «Успех канистерапии обусловлен в том числе тем, что собака – не социальный конкурент, ее не стесняются, ведь она ничего никому не расскажет. Она не назовет плохим, глупым, нехорошим, некрасивым, не упрекнет: ты не так говоришь или не так ходишь. При ней дети не боятся пробовать новое, проявлять свои чувства».