Север манит: при арктическом холоде тревожно только по утрам

Май 29 12:35 2020

Барнаульские путешественники-джиперы нынешней весной совершили экспедицию на Чукотку, добравшись до самого северного города России – Певек, успев вернуться оттуда еще до коронавирусных ограничений.

На Севере путь измеряется в часах, а не в километрах.
Фото из архива Дмитрия Юрочкина

Подготовка

Для руководителя клуба «Алтай-гид» Дмитрия Юрочкина путешествия – это работа. Но в перерывах появляется время и для себя. В последнее окно Дмитрий с единомышленниками отправился в транссибирскую экспедицию «Алтай — Якутия — Чукотка».

— В том направлении, в Эвенкию, мы уже путешествовали, хотелось повторить, – рассказывает Дмитрий. – Февраль-март – самое подходящее время, уже потеплее и полярный день.

Экспедицию вынашивали много лет. Подготовили два стареньких «Ленд-Круизера-Прадо-78», дополнив их переделанными прицепами, утеплив дополнительно двойными стеклами, оборудовав подогрев салона и двигателя. Отправились ввосьмером – трое барнаульцев, остальные из других городов присоединялись по пути.

— Конечно, экспедиции предполагают какие-то открытия, изучения, а не просто поездку по интересным местам. Мы на основе всех материалов сделали видеоролик с хорошей картой маршрута, путевой информацией, которая должна быть интересна многим. Плюс написали отчет как о спортивном путешествии, который может изучить любой желающий, сделать для себя какие-то выводы. Все-таки посещенные нами места не совсем рядовые направления, и любая структурированная информация о них нужна, – уверен Юрочкин.

Генеральным спонсором экспедиции выступила «Лаборатория Касперского».

Коварный зимник

Барнаул – Усть-Кут – Якутск – Черский – Певек и в обратном направлении через Иркутск. Так выглядел маршрут экспедиции. 39 дней пути, из них только два участники провели полностью в одном населенном пункте – Якутске и Певеке. Все остальные – ехали, ехали, ехали. И буксовали, и в переметах застревали, и на стоянках дальнобойщиков ночевали, ожидая, пока трассу прочистят. Кто-то может подумать, что за 39 дней при желании да на хорошей машине можно полмира объехать. Но Север – тот край, где маршрут в первую очередь измеряется километрами, а не часами. Иногда в день удавалось преодолеть по 100-200 километров. 300 – это уже успех.

— Арктика зимой – это много снега, низкие температуры и ветер, погода меняется буквально за несколько минут, и участок зимника, который не представлял сложности, превращается в непроходимые снежные надувы, где невозможно распознать даже направление движения, – рассказывает Дмитрий.

Особенность этих мест в том, что между населенными пунктами наземным транспортом передвигаться можно только зимой, когда открываются зимники. Летом на месте этих дорог – тайга с тундрой и болота с комарами. Путь экспедиции проходил через два зимника – широко известный «Арктика» и менее популярный, но не менее любопытный «Усть-Кут – Мирный».

— «Арктика» – широкая дорога, протяженнее, чем «Усть-Кут – Мирный», но машин практически нет. Второй очень непростой. Во-первых, движение тут достаточно оживленное. Раз в 15-20 минут машина навстречу точно проезжает. Во-вторых, дорога проложена по тайге со множеством поворотов. Покрытие – практически лед. Скорости небольшие, но даже на 10-15 километрах в час в затяжных поворотах тебя стягивает в центр. Если в этот момент попадается встречный транспорт, разъехаться очень сложно даже на минимальных скоростях. Водители там опытные, едут медленно, но порой на то, чтобы объехать какой-нибудь КамАЗ, который встал на полдороги, уходило несколько часов, – говорит Дмитрий.

И, конечно, самый экстрим – это морозы. До минус 50 не доходило, но за минус 40 было регулярно. Путешественники старались лишний раз судьбу не испытывать, на ночлег останавливаться в приспособленных местах, но и в палатках несколько ночевок было.

— Днем при такой температуре не боишься. Солнце светит, настроение бодрое, – вспоминает Дмитрий. – Неприятно по утрам. Все колом, кажется, даже костер горит медленнее. Машину на ночь не глушили, но начинаешь движение, снег хрустит как-то по-особенному, автомобиль весь тугой, издает неприятные звуки. Ты понимаешь, что если сейчас что-то с ним случится, последствия будут как минимум неприятные. Но постепенно все приходит в норму.

Чего так дорого?

Конечной точкой экспедиции стал Певек – город на побережье Восточно-Сибирского моря, Чаунская губа. Проще говоря, берег Северного Ледовитого океана. Там экстремалы передохнули денек, в теплом боксе обслужили машины и поехали обратно, уже в усеченном составе – часть участников из других городов из Певека улетели по домам.

— Певек – это пограничная территория, надо было оформлять пропуска. По северным меркам это большой рабочий город, с пятиэтажными домами и асфальтированными улицами. В двухстах метрах от берега стоит «Академик Ломоносов» – плавучая атомная электростанция, питающая Певек и соседний город Билибино. Километров в двухстах находится крупный золотодобывающий карьер, к которому обустроен зимник по мировым стандартам, – рассказывает Дмитрий.

А еще Север удивил гостей ценами. В Певеке по сравнению с Барнаулом они выше в два – два с половиной раза, и это не предел. В Билибино, который считается самым дорогим городом России, в одном из магазинов они видели капусту по 315 рублей за кило, десяток яиц по 370, доширак по 125. Объяснить, наверное, это можно тем, что если в Певек регулярно продукты доставляют по воде, то Билибино девять месяцев в году вообще фактически отрезан от внешнего мира. Зато оленина дешевая – 234 рубля за кило.

— На топливо там фиксированная цена – дизельное 58 рублей за литр. Хотя тоже есть исключение. Самый дорогой бензин на маршруте мы встретили в Якутии, в Усть-Нери – 76 рублей. Притом что заправка стоит прямо на трассе «Колыма», то есть проблем с доставкой не должно быть, – говорит Дмитрий.

А главный вывод, который путешественники сделали по итогам экспедиции: у нас большая страна.

— У нас порой критикуют власть. Но вот после таких поездок понимаешь, как инициатива идет по стране с запада на восток и приходит так медленно и уже в очень измененном виде. Что дороги? Там даже нет нормальной связи и Интернета, а как сейчас без этого, когда полжизни у людей с ним связано. Вот был недавно День полярника, я тамошних ребят поздравил, а ответ так и не пришел, – говорит Дмитрий.

Транссибирская экспедиция «Алтай — Якутия — Чукотка» в цифрах:

18 650 километров

39 дней пути

800 тысяч рублей на путевые расходы