Итоги театрального сезона 2019-2020

Май 29 13:22 2020

Несмотря на то, что из-за пандемии театральный сезон сократился на два месяца, все же творческий год в барнаульских театрах выдался насыщенней, чем обычно. И все не только из-за фестивалей, которых на сезон пришлось сразу два, но и из-за ярких премьер.

Сюжет «Недоросля», истории трехвековой давности, талантливо переосмыслила питерский режиссер Светлана Дорожко.
Фото Натальи Катренко

Расширяя границы

Сразу два фестиваля всероссийского масштаба в один год для Барнаула – непривычная роскошь. И если учесть, что фестивальные программы включают в себя работы не только местных коллективов, но и театров приезжих, то можно сказать, что в этом сезоне барнаульцы смогли увидеть около 20 спектаклей, привезенных из самых разных уголков страны. К примеру, афиша фестиваля «Здравствуйте, люди!», посвященного 80-летию Василия Шукшина, включала в себя спектакли театров Москвы, Твери, Омска, Новокузнецка (Барнаул здесь представил премьеру театра драмы «И разыгрались же кони в поле» режиссера Максима Астафьева). А Всероссийский фестиваль театров кукол Сибири «Зазеркалье» – еще одно яркое событие осени – принимал коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Кемерова, Томска, Омска, Красноярска, Нижневартовска, Ханты-Мансийска. Кстати, запомнится этот фестиваль тем, что его победителем стал барнаульский спектакль «Недоросль», поразивший всех своей зрелищностью, живостью характеров и эксцентричностью.

Магия текста

Театр драмы, помимо фестивального спектакля «И разыгрались же кони в поле», пополнил свой репертуар постановкой «Случайные встречи», созданной по пьесе Уильяма Сарояна «Лучшее время вашей жизни» московским режиссером Мариной Глуховской (в прошлом сезоне она поставила на сцене театра спектакль «Время женщин» по одноименному роману Елены Чижовой). Но особенно хотелось бы заострить внимание на проектах театра – «Время Ч» и «Реплики». Что касается первого, то за пять лет своего существования он заметно окреп и превратился в площадку, где зрители могут познакомиться с актуальными текстами разных форм и направлений. Второй проект – «Реплики» – родился в стенах театра драмы в этом сезоне. Тем самым была заложена новая традиция – вести околотеатральные разговоры по поводу той или иной постановки с участием филологов и театроведов.

На основе эскиза

Целой чередой ярких премьер запомнится минувший сезон в Молодежном театре Алтая. В их числе спектакль «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе молодого драматурга Керен Климовски. По итогам лаборатории новой режиссуры и современной драматургии #Всмысле, которая проходила прошлым летом в МТА с участием магистрантов школы-студии МХАТ, эта пьеса стала лидером голосования и была рекомендована к постановке на барнаульской сцене режиссером из Польши Бениамином Коцем. Еще одна премьера – спектакль «Наш городок», созданный питерским режиссером Алексеем Серовым по пьесе Торнтона Уайлдера, стала украшением сезона, мудрым посланием. А вот шекспировский «Гамлет», над которым работала московский режиссер Татьяна Безменова (в нашем городе она известна больше как балетмейстер и автор пластических решений ряда спектаклей), так и не дождался своего премьерного показа. Зато, по всей вероятности, именно им будет открыт будущий сезон.

Куклы + театр-док

На следующий творческий год перенесли и премьеру спектакля «Онлайн» питерского режиссера Романа Бокланова. На самом деле, спектакль этот в «Сказке» уже показывался. Правда, за рамками репертуара, так как он был рожден в ходе творческой лаборатории для молодых режиссеров в начале прошлого года. Тогда из четырех представленных работ внимание экспертов привлек эскиз молодого режиссера из Санкт-Петербурга, ему предложили, немного доработав, превратить его в полноценную постановку. И вот спустя год на суд публики была вынесена новая версия спектакля «Онлайн» – выстроенная по смыслу, более динамичная. Не так давно видеозапись этого спектакля, сделанная во время прогона, была выложена на сайте театра.

По мотивам кино

Юбилейный, 60-й творческий сезон Алтайский государственный музыкальный театр открыл премьерой по пушкинской «Капитанской дочке» (режиссер – Константин Яковлев). Выпустил театр еще одну громкую премьеру – музыкальную комедию «Любовь и голуби» (режиссер Татьяна Столбовская). Как признались в театре, этот материал напоминает киноверсию пьесы Владимира Гуркина отдаленно – ведь если режиссер Владимир Меньшов в своем фильме использовал лишь часть литературного произведения, Алтайский музыкальный театр восполнил этот пробел. Подготовлена к выпуску и еще одна постановка – мюзикл «Золотой теленок», но эпидемиологическая обстановка помешала этим планам. Так что ждем премьеру по мотивам сатирического романа Ильфа и Петрова в следующем сезоне.

Елена Кожевникова, театровед: — Минувший творческий год выдался богатым на театральные фестивали. Их можно расценивать как дорогой новогодний подарок. Ведь сегодня театрам непросто выезжать на фестивали, на гастроли. А новые впечатления очень нужны. Они позволяют понять – а за морем житье не худо? Так, просто удивительные спектакли привезли к нам театры на фестиваль «Зазеркалье». Очень мощную подборку пьес мы могли наблюдать в рамках проекта «Время Ч». Особенно запомнилась пьеса «Человек из Подольска», в которой актерам удалось высечь мысль из произнесенного текста. «Наш городок» в МТА – профессионально скроенный спектакль. Не могу не отметить игру актрисы МТА Любови Хотиёвой в спектакле «Золушка».

Глитч-спектакль МТА Wonderboy режиссера Максима Соколова был отмечен сразу несколькими наградами – на межрегиональном конкурсе-фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!» в номинации «Лучшая режиссура» он получил спецприз «За современность и актуальность сценического языка». Кроме того, эта постановка вошла в лонг-лист «Золотой маски», а также во внеконкурсную программу «Детский Weekend».