Терновые лавры Лаврова: как биография известного советского скульптора ар-деко и соцреализма связана с Барнаулом и Алтаем

Май 18 12:52 2020

В его судьбе удивительно переплелись триумф и трагедия, мировое признание и ложные обвинения, обучение у известных мастеров в Париже и ужас магаданских лагерей… Пройдя испытания медными трубами, водой и огнем, лишенный всех прав, в том числе и права выражать свой талант в творчестве, он не сломался – выжил. И человек, и художник. 18 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения скульптора, заслуженного художника РСФСР Георгия Лаврова.

В 1984 году государство удостоило Георгия Дмитриевича звания «Заслуженный художник РСФСР».
Фото из сети Интернет

Творчество этого скульптора – явление яркое и уникальное не только для искусства Сибири, но и для России, считает кандидат искусствоведения, начальник отдела современного искусства Государственного художественного музея Алтайского края Наталья Царёва, много лет занимающаяся творчеством Георгия Лаврова.

Георгий, десятый из двенадцати детей в семье сибирского реставратора-иконописца Дмитрия Лаврова, родился в 1895 году. В юности учился в духовной семинарии Красноярска и посещал занятия городской студии по рисованию. В 1915 году поступил в Томский университет на медицинский факультет и продолжил художественное образование в классе живописи. Тогда-то, в студенчестве, Дмитрий Лавров впервые побывал в Барнауле.

— Это произошло в 1917 году – после сильного пожара в Барнауле, уничтожившего 60 кварталов и лишившего 11 тысяч человек крова. Томское студенчество не могло остаться равнодушным и организовало в Барнауле комитет помощи погорельцам, в его составе был и Лавров. Все лето и осень студенты помогали барнаульцам, пострадавшим от пожара.

Вернувшись в Томск 15 октября, Георгий привез несколько рисунков барнаульского пожарища. Два из них представил на 10 выставке Томского общества любителей художеств.

Старт на Алтае

Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война не дали одаренному художнику всецело отдаться творчеству. Именно тогда он снова оказался на Алтае. Здесь в 1919 и 1920 годах Лавров сражался бойцом 6-й Горностепной Краснопартизанской Алтайской дивизии Архипова, входившей в состав армии Ефима Мамонтова.

Однако и в этих, так называемых военно-полевых условиях, он оставался художником. На Алтае Георгий Дмитриевич обратился к виду искусства, который станет определяющим в его жизни. Впервые взяв в руки резец, он сделал свою первую самостоятельную скульптурную работу. Этот, выполненный с натуры портрет крестьянина Тимофея Яковенко, можно сегодня увидеть в Бийском краеведческом музее. Скульптура, подаренная автором в 1920 году музею, который только начинал свою жизнь, значится под № С-1 под названием «Старик с ключом» или «Апостол Пётр». Глубокий, но еще очень крепкий старик ассоциировался у Лаврова, недавнего выпускника духовной семинарии, с библейским образом.

— Именно Алтай стал для Лаврова стартовой площадкой, которая и привела его в профессиональное искусство, – отмечает Наталья Царёва. – Об этом говорил и сам Георгий Дмитриевич. Впоследствии благодарный художник дарил Государственному художественному музею Алтайского края свои лучшие работы, дружил с алтайскими художниками и искусствоведами, в 1970-е годы читал в Барнауле лекции о французском искусстве. Более того, по просьбе нашего музея он принимал участие в сложных реставрационных работах, вернувших практически из «небытия» уникальную скульптуру Николая Андреева «Вакханка».

Но это будет потом, а тогда, в начале 1920-х, работавший в Бийском уездном революционном комитете Лавров отказался от назначения в губернский комитет в Барнаул, поскольку мечтал о любимом творчестве. Желание скульптора учли, и он откомандировался в Москву для продолжения художественного образования.

От Парижа до Магадана

Впереди была долгая и очень драматичная жизнь.

Работа с Черемных и Маяковским в «Окнах сатиры РОСТА», участие в выставках Ассоциации художников революционной России, премия в московском конкурсе на проект памятника Свердлову, утверждение композиции «В.И Ленин с книгой» для выпуска массового тиража комиссией ЦИК ВКП (б) – эти и другие очевидные успехи Лаврова не остаются незамеченными. Нарком просвещения А.В. Луначарский командирует Георгия Дмитриевича для стажировки во Францию.

В Париже Лавров занимается у известных одаренных скульпторов, учится работать с разными материалами. За это время Лавров рядом с произведениями знаменитых и одаренных скульпторов выставлял свои работы на двадцати коллективных выставках. Имела успех и его персональная выставка в галерее Монпарнаса в 1932 году. Среди парижских работ, выполненных в разной стилистике, особо выделяются театральные портреты балерины Анны Павловой. Ярчайшими работами скульптора искусствоведы называют произведения ар-деко, почти все из них пребывают в частных коллекциях Франции, США, Великобритании, Бельгии.

Возращение через 8,5 лет возмужавшего и окрыленного скульптора в родною страну оказалось не таким радостным, как ему виделось. Многие друзья расстреляны или в лагерях. Для самого Лаврова роковой оказалась получившая большую известность композиция «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», где он изобразил на руках вождя девочку Гелю. Уже перед завершением работы оказалось, что отца девочки арестовали, и героиней в срочном порядке «назначили» другую, а автора композиции как свидетеля государственной фальсификации, репрессировали, обвинив в подготовке антигосударственного террора. После жутких пыток, на которых Лавров вину так и не признал, он оказался в Магадане. Кайлом разрабатывал золотоносную вечную мерзлоту, заболел цингой. Как он выжил?

В годы Великой Отечественной его перевели на постройку магаданского дома культуры, для которого Лавров делал скульптурные композиции. Только в 1945 году, отбыв на севере больше положенного приговором срока, Георгий Дмитриевич смог перебраться в Красноярск, где занялся творчеством с невероятной трудоспособностью: создал несколько монументов, станковых портретов, бюст Сурикова, памятник для братской могилы красноармейцев. В этом городе он встретил ту, которая станет женой, надежной спутницей, – талантливую художницу Валентину Солдатову. Прожив в нескольких сибирских городах, в конце 1950-х супруги оказались в столице и целиком посвятили себя творчеству.

В 1991 году Георгия Лаврова не стало.

229 единиц насчитывает каталог только известных скульптурных работ Георгия Лаврова.