Как подружить между собой детей особенных и здоровых, знают участники проекта «Вместе к целям через дружбу»

Май 06 11:08 2020

Отношение общества к особенным людям явно нуждается в пересмотре. Это давно поняли в барнаульском отделении Всероссийского общества инвалидов. Его представители реализовали в нашем городе масштабный проект, признанный победителем конкурса президентских грантов.

Коллаж Александра Ермоловича

В формате киноклуба

Для начала в Барнауле решили выстроить взаимодействие между семьей, школой и организацией инвалидов.

— Мы провели анализ ситуации в регионе и краевой столице, вынесли эту проблему на обсуждение с заинтересованными организациями, – пояснил руководитель проекта, исполняющий обязанности председателя барнаульского отделения Всероссийского общества инвалидов Сергей Коркишко. – Затем, получив одобрение в Министерстве образования Алтайского края, мы приступили к реализации проекта. Для этого было определено семь школ, в которых созданы коррекционные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в Барнауле и в селе Шадрино.

— Больше всего мы опасались негативного отношения к особенным детям и буллинга среди подростков, – рассказал Сергей Вячеславович. – Но мы хорошо понимали: сами дети не смогут решить эти проблемы, это задача взрослых. В итоге работа в рамках проекта началась с создания команды, в которую вошли психологи, священнослужители, координаторы, эксперты, а также люди с инвалидностью, готовые поделиться своим опытом преодоления сложных ситуаций.

Чтобы встречи со школьниками проходили интересно, было решено проводить их в формате киноклуба. Причем каждая такая встреча состояла из нескольких частей. Так, в первой части демонстрировали фильмы о людях с инвалидностью (к примеру, одним из героев такого показа стал Ник Вуйчич – известный миссионер, рожденный без рук и ног, мотивирующий людей на добро). Затем шла главная часть встречи – обсуждение увиденного с участием школьников, психологов, экспертов. И что интересно: довольно часто ребята, подключившиеся к обсуждению, рассказывали личные истории общения с инвалидами, делились своим опытом взаимодействия с другими школьниками.

Истории преодоления

— К подбору экспертов подошли тщательно, – продолжает Сергей Коркишко. – Так, среди них был Игорь Кузнецов – председатель клуба «Инваспорт», инвалид I группы, за плечами которого экспедиция в Гренландию, медали и кубки всероссийских и мировых соревнований. Он поделился с ребятами своей историей преодоления и поведал о том, что его спортивный путь начался не с детско-юношеской школы, как это обычно бывает, а после травмы. Причем после нее Игорь целый год просидел дома. Но потом в какой-то момент он понял, что надо как-то выходить в мир, общаться с людьми. Как рассказал Игорь, его вытащил Валерий Шарыпов – инвалид-колясочник, который руководил организацией «Преодоление». Благодаря ему он и познакомился с ребятами из клуба «Инваспорт», начал заниматься штангой. Затем был чемпионат России, где Кузнецов занял третье место, потом увлечение лыжами. Именно спорт помог Игорю попасть в команду Дмитрия Шапиро, собирающуюся пересечь Гренландию на лыжах первой среди россиян. За участие в этой экспедиции он был награжден орденом Дружбы. А в 2019 году на спортивном фестивале «Пара-Крым» он стал серебряным призером в плавании, в том же 2019 году он одержал победу на чемпионате России в Москве в байдарке-одиночке на 200 метров.

Также в числе экспертов были и легенда паралимпийского движения, одна из сильнейших женщин нашего времени Тамара Подпальная, преподаватель истории с 38-летним стажем, инвалид I группы Надежда Тушина, начальник футбольной команды инвалидов-ампутантов «Динамо-Алтай» и по совместительству игрок, выступающий за барнаульский коллектив с момента его основания, Леонид Кинякин. К слову, этот клуб имеет в своем активе титул неоднократных чемпионов мира, пятикратных чемпионов России. К тому же клуб вырастил целый ряд перспективных футболистов.

Матчи дружбы

Работа по президентскому гранту включала в себя несколько этапов, охватывающих различные сферы жизнедеятельности ребят. Пожалуй, самыми запоминающимися в этом списке мероприятий стали так называемые «Матчи дружбы» по игре в бочче – одну из разновидностей игры с мячом. По условиям проекта в этот паралимпийский вид спорта могли играть как школьники с инвалидностью, так и здоровые ученики, заодно обучаясь взаимодействовать друг с другом на одном пространстве. Еще одним из результатов проекта стало создание на базе школы № 133 волонтерского актива, который взял под опеку специальный начальный коррекционный класс детей с расстройством аутистического спектра. После пандемии волонтерские организации планируется создать и в других школах.

Кроме того, в рамках проекта было проведено анонимное анкетирование детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет. В ходе опроса стало понятно, что 78% ребят сталкивались в своей жизни с инвалидами, причем чаще всего они испытывают по отношению к ним жалость и сочувствие. Что касается реакции на встречи в рамках киноклуба, то 63% анкетируемых отметили, что такие обсуждения помогли им лучше понять людей с инвалидностью, их проблемы и чувства.

— Но самым главным, на наш взгляд, стало то, что 90% ребят, принявших участие в опросе, утверждают: мол, если в их классе появится новый ученик с ограниченными возможностями, то они готовы прийти ему на помощь, – рассуждает Сергей Коркишко. – Правда, оказать помощь инвалидам на улице готовы пока не все, а лишь 69% опрошенных. Но и это, как мы считаем, немало. Главное – чтобы начатая просветительская работа не останавливалась и охватывала все больше ребят. К примеру, уже в ближайшее время планируется выстроить взаимодействие некоммерческих профильных организаций инвалидов с коррекционными классами и курирующими их педагогами. Намерены мы в дальнейшем и больше работать с семьями, где есть дети-инвалиды.

«Вместе к целям через дружбу» – один из 46 проектов Всероссийской организации инвалидов, победивших в конкурсе президентских грантов в 2019 году. Всего в рамках проекта было проведено 13 встреч с учащимися средних и старших классов. В них участвовало свыше 700 подростков, как здоровые ребята, так и школьники с ограниченными возможностями.