Зачем нужна литературная среда и почему сегодня стерлось различие между центром и провинцией

Апрель 24 13:18 2020

Пьеса «Репост», написанная барнаульской писательницей, руководителем литературного агентства «Нео-Лит», а с недавних пор и ответственным секретарем Алтайской краевой писательской организации «Союз писателей России» Анной Самойловой, вошла в списки сразу нескольких драматургических конкурсов – всероссийского и международного. Никто не ожидал, что первая пьеса в творческой биографии автора, родившаяся из одноименного романа, сразу завоюет столь много внимания со стороны экспертов от литературы.

Как считает Анна Самойлова, для того чтобы писателю состояться, нужна группа единомышленников, погруженных в литературный процесс.
Фото предоставлено Анной Самойловой

Сделать мир лучше

Анна Александровна, как так вышло, что в вашем творческом багаже сразу два произведения с одним и тем же названием?

Год назад я написала роман «Репост», который после публикации в Интернете получил у читателей большой отклик. И когда мы разговорились на эту тему с одной из моих знакомых, та вдруг предложила мне сделать на основе романного сюжета пьесу. Поначалу меня это удивило – ведь я не драматург, пьес не пишу. Но в какой-то момент разговора я словно перенеслась в театр и почувствовала его атмосферу вплоть до запаха кулис, шороха шагов, поскрипывания кресел. И совершенно отчетливо представила главного героя романа на сцене. После этого буквально за пять ночей была написана пьеса «Репост», рожденная в новом для меня жанре и в непривычном режиме – обычно по ночам я не работаю.

И она попала сразу на два конкурса?

Своих студийцев я всегда учу: написали что-то – отправьте на подходящий конкурс и забудьте. Будет победа – хорошо, нет – ну и ладно. Так поступила и я, направив пьесу сразу по двум адресам: это I Всероссийский конкурс драматургии для детской, подростковой и молодежной аудитории ASYL, где «Репост» вошел в короткий список номинации «Asyltext для молодежной аудитории (от 16 и старше)», и Международный конкурс драматургии «Баденвайлер», в котором моя пьеса находится в лонг-листе (шорт-лист будет объявлен 1 июня).

В феврале вас выбрали ответственным секретарем краевой организации «Союз писателей России». Как чувствуете себя в новом качестве?

— В руководители писательской организации я не метила – меня полностью устраивало рядовое членство в краевом СП. И все свои намерения сделать мир лучше (извините за пафос, но это так) я осуществляла в литературном агентстве «Нео-Лит». В какой-то момент я поняла, что моего опыта и знаний достаточно для того, чтобы помочь организации выйти из кризиса. Поэтому, когда Анатолий Кирилин (Анатолий Владимирович возглавлял краевую писательскую организацию с 2012 года, но в феврале 2020 года досрочно сложил с себя полномочия. – Прим. ред.) предложил мне возглавить местный Союз писателей, я согласилась. Для меня это, скорее, служение, чем удовлетворение амбиций. Свои амбиции я вполне удовлетворяла в «Нео-Лите». Ведь для того, чтобы писателю состояться, требуется литературная среда – если хотите, группа единомышленников, с которыми можно обсудить новинки литературы, поделиться творческими планами, почувствовать себя частью литпроцесса. И важно, чтобы эта среда была животворящей.

Был бы текст

За несколько месяцев вам удалось создать под крылом писательской организации Союз молодых литераторов, снова поднять вопрос о помещении для краевого СП, заявить о новых формах работы с представителями цеха и читателями… Хорошее начало!

— Если уж взялся за столь серьезное дело, сидеть сложа руки не получится. Идея поддержать молодых литераторов – давняя необходимость. Тут я с радостью подхватила начинание головной организации «Союза писателей России». У нас очень много талантливых ребят, которым требуется помощь в продвижении, обучении, популяризации творчества. К тому же они тоже часть той самой литературной среды, без которой невозможно появление ярких имен в будущем. Что касается помещения, то я, скорее, продолжила дело Анатолия Владимировича, который довольно долгое время вел переговоры на этот счет с краевой администрацией. Однако прежде чем нам будет выделена долгожданная площадь, необходимо создать юридическое лицо, которое невозможно без утвержденного устава организации. Как только закончится эпидемия, будем выносить этот документ на общее собрание. Если говорить о новых формах работы, то нам хотелось бы возродить такие проекты как «Городская библиотека» (его суть – в пополнении библиотек книгами алтайских писателей, изданными при поддержке администрации города и типографий), «Литературный трамвай». В планах – проводить читательские конференции, где обсуждались бы книги местных авторов.

Я так понимаю, литературное агентство «Нео-Лит» вы тоже бросать не собираетесь?

— Нет, конечно. Я очень дорожу начатым когда-то делом и отношениями, сложившимися у меня со студийцами. Лет пять назад никто и предположить не мог, во что выльется мой бизнес-проект, который я воплощала на средства гранта службы занятости. И сегодня в «Нео-Лите» занимается около 30 человек, если не считать участников моих авторских курсов и мастер-классов. Всех вместе наберется больше сотни. Сегодня многие из студийцев – неоднократные победители литературных конкурсов, а их произведения печатаются в альманахах и журналах по всей России и за рубежом.

Благодаря вашему литературному агентству на Алтай удалось пригласить таких авторов, как Святослав Логинов, Мария Семёнова, Екатерина Матюшкина. Кто будет следующим?

— В прошлом году к нам очень хотел приехать Дмитрий Емец, но у него не получилось. Как только будут сняты все эпидемиологические ограничения, пригласим его к нам еще раз. Хотелось бы увидеть на нашей земле Олега Роя и других. Мне интересно приглашать тех писателей, которые имеют большой успех у читателей. Я убеждена: учиться надо у тех, кто добился широкого признания.

А насколько полезен опыт успешных писателей у нас в провинции?

— Я всегда говорю: был бы текст, тогда и найти читателей, и реализоваться несложно. Но есть одна оговорка – текст должен быть талантливым, выдающимся. Ведь сегодня мир устроен так, что нет принципиальной разницы, где ты живешь – в Москве или в провинции. Благодаря Интернету выходить на читателя и на издательства можно напрямую. Был бы текст!

А вы сегодня над чем работаете?

— Около года я собирала материал о знаменитой принцессе Укока, планировала написать роман, охватывающий несколько временных пластов. И вот как только материал был набран, ко мне вдруг явился герой из совершенно другой истории и нагло заявил: «Короче, будешь писать про меня!». Проигнорировать этого нахала было невозможно, из-за чего историю о принцессе Укока пришлось на время отложить.

Первый рассказ Анны Самойловой был опубликован в 2003 году в газете «Вечерний Барнаул». С тех пор она не раз становилась победительницей многих конкурсов, посвященных фантастической литературе и не только, участницей самых разных литературных семинаров и мастер-классов. Сегодня Анна Александровна – член Союза писателей России, автор романов «Две Валентинки», «Красивый и чайлдфри», «Репост» и других.