Учителя и родители о дистанционном обучении

Апрель 23 11:48 2020

В последнюю учебную четверть занятия во всех образовательных учреждениях проходят удаленно. Это касается не только школ, вузов и ссузов, но и дополнительного образования.

Александра Кузьмина общается с учителем музыкальной школы.
Фото Андрея Чурилова

В пижаме не приходить

В семье Сивириновых двое учеников: дочь – первоклассница, сын оканчивает пятый в школе № 118.

— Продолжительные каникулы расслабили ребятишек, – говорит мама Майя Сивиринова. – Но вместе с педагогами мы проводили тестовые уроки, проверяли, как функционирует связь, создали группы в «Ватсапе», учителя объяснили алгоритм работы и оставили свои номера телефонов, электронную почту. Понедельник показался волнительным для всех, тем более я контролировать детей дома не могла, так как находилась днем на работе. Но ребята справились: сын помогал дочери, я какие-то советы давала по телефону. В целом все прошло гладко.

Каждому ребенку Майя составила режим дня, в котором есть время урокам, отдыху, игровой деятельности, занятиям по секциям допобразования и решению домашнего задания. К учебе дети подходят с полной серьезностью – школьную форму не надевают, но и в пижамах за стол не садятся.

— Сначала обрадовался, что дома придется учиться, – делится пятиклассник Максим. – А потом стало понятно, что это гораздо сложнее, ведь новый материал легче воспринимается в классе, в диалоге с учителем. Да и общения не хватает, мы, конечно, с друзьями переписываемся, созваниваемся, но это все не то. Одним словом, скучаю по школе.

Каждый на контроле

Сложно адаптироваться ученикам, привыкнуть к новым правилам родителям, гораздо тревожнее в это время приходится и педагогам, на телефоны которых в день поступают сотни звонков от детей, мам, пап и даже бабушек. А ведь им еще нужно составить план уроков для каждого класса, найти презентации новых тем и проверить десятки выполненных заданий.

— Понемногу волнение проходит, – отмечает Анна Худякова, учитель математики школы № 118. – На самом деле это интересный опыт для каждого учителя, в том числе и для меня. В поисках электронных ресурсов для себя открыла много того, что в будущем хотелось бы включить в образовательный процесс. Конечно, нагрузка на родителей увеличилась, ведь ребенок занимается целый день дома. Но надо понимать, что это временно, режим самоизоляции закончится, дети вернутся в классы, и мы наверстаем все, что будет упущено в эти дни.

Многие родители жалуются на технические неполадки, медленную работу АИС «Сетевой город», поэтому в школе № 118 было решено размещать все задания от учителей на своем сайте, там же прикреплены ссылки для скачивания учебного материала, презентации новых тем. Причем найти нужное не составляет труда ученику любого класса.

— Сложнее стало проверять многочисленные работы, которые присылают ученики на почту или в «Ватсап», – продолжает Анна Владимировна. – Чтобы облегчить этот момент, я решила опробовать новую платформу «Онлайн-тесты». Программа позволяет моим пятиклассникам выполнять задания единовременно, я же вижу результаты: кто с каким заданием не справился, а кто, наоборот, понял тему. Это очень удобно.

В городском комитете по образованию подчеркивают: в каждой из 85 школ определены порядок оказания учебно-методической помощи учащимся и проведение контроля по всем учебным предметам. Каждому родителю направлены памятки с алгоритмом работы в удаленном режиме.

— Школы, получив необходимые рекомендации, самостоятельно выбрали форму, порядок и набор образовательных платформ для дистанционного обучения, – отмечает Наталья Михальчук, заместитель председателя городского комитета по образованию. – Самыми популярными площадками стали: «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Яндекс. Учебник». Ребята отправляют выполненные задания учителю на электронную почту, мессенджер или через АИС «Сетевой город. Образование». Родители детей, не имеющих возможности использовать электронные площадки, могут получать и приносить выполненные задания на бумаге в школу.

Прежде чем перейти на обучение онлайн, школьники и педагоги протестировали систему.
Фото Елены Корневой

От кружка до профессии

В удаленном режиме работают и педагоги дополнительного образования. В творческих, вокальных, хореографических объединениях составлено расписание занятий, учителя общаются с ребятами и продолжают обучать их нотной грамоте, игре на музыкальных инструментах, навыкам шитья и танцам.

— В первой половине дня у меня уроки по специальности, – говорит Александра Кузьмина, ученица музыкальной школы № 5. – Свои занятия записываю на телефон и видео отправляю учителю на проверку. После обеда – школа.

Чтобы отвлечь детей от компьютера, телефона, за которым приходится проводить больше времени, чем обычно, педагоги центров творчества придумывают мастер-классы, конкурсы, турниры и активно привлекают молодежь.

Не сидят без дела и студенты ссузов. Министерством образования и науки Алтайского края было заключено соглашение с издательством «Академия-медиа». В настоящее время платформа позволяет организовать электронное обучение по 120 профессиям и специальностям среднего профессионального образования, включая 28 компетенций WorldSkills. В целом же техникумы и колледжи имеют право самостоятельно выбирать электронные ресурсы и приложения, с помощью которых ведут дистанционные занятия. Преподаватели сами определяют, какие дисциплины и междисциплинарные курсы учащиеся будут изучать в определенное время онлайн, а какие – в свободном режиме, а также корректируют расписание уроков.

Кстати, администрациями учреждений принято решение о переносе производственной практики на июнь, а завершится учебный год в ссузах 30 июня, так что пока у ребят есть время подготовиться к сессии.