Алтайская мастерица пробует себя в разных техниках и даже экспериментирует с лоскутной графикой

Апрель 21 16:15 2020

Ее техника лоскутного шитья уникальна – без готовых шаблонов и лекал. Как поясняет сама Светлана Булатова, всякий раз цветные узоры рождаются в глубине ее души, после чего тряпочки из сундука словно сами просятся в руки и складываются в большое полотно. В конце апреля народный мастер Алтайского края, чьи работы являются неизменным украшением всех региональных выставок народных ремесел, отметит свое 80-летие.

Светлана Булатова – постоянный участник выставок «Алтай мастеровой».
Фото Андрея Чурилова

Сокровенные тайны мастерства

Светлана Булатова родом из Новокузнецка (в ту пору – Сталинска). Детство ее прошло в доме отдыха, где мама была директором, работала за шестерых.

— Это было одинокое детство, но при этом очень счастливое, – вспоминает мастерица. – Росла я наедине с природой, среди собак, кошек, гусей. Помню, у меня была единственная кукла – небольшой пупс, которого я лет с восьми всячески обшивала. А лет в десять из маминых ситцевых отрезов стала пытаться шить одежду и на себя. Благо в доме была универсальная зингеровская машинка, на которой можно было прострочить и шифон, и меховые стельки. Поначалу свои первые платья кроила как умела – бывало, что и без припусков на швы. Тогда к процессу шитья подключалась мама: чтобы я могла влезть в платье, мы вшивали в него декоративные полосочки, клинышки, кокеточки. В итоге получался самый что ни на есть пэчворк (смеется).

По окончании школы Светлана Булатова пыталась поступить на географический факультет Сталинского педагогического института. Но, как говорит она сама, к счастью, бог отвел. И девушка подала документы в профессионально-техническое училище на специальность «Верхняя женская одежда». Так получилось, что уже с первых курсов воспитанники этого училища обшивали чуть ли не всю городскую элиту под чутким руководством преподавателей – ссыльных польских евреев, которые делились со своими учениками самыми сокровенными тайнами мастерства. Поэтому с дипломом на руках Светлана Фёдоровна легко смогла устроиться бригадиром в ателье первого класса.

— Потом я вышла замуж и в 1964 году родила дочь Елену (Елена Булатова – известная художница-керамистка, стояла у истоков зарождения промысла «Турина гора». – Прим. ред.), – говорит Светлана Фёдоровна. – А чуть позже устроилась в ДК Западно-Сибирского металлургического комбината преподавателем курсов кройки и шитья. В то время научиться шить хотели многие, ведь в магазинах практически не было одежды, да и ткань можно было достать с трудом. А в 1966 году моего мужа назначили на должность главного инженера «Сибстальконструкции» и мы переехали в Барнаул. Здесь я продолжила преподавать сначала в клубе «Стройгаза», потом в ДК химиков, а затем и в ДК «Сибэнергомаша». Параллельно мне удалось окончить Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности (его филиал располагался возле ЦУМа, а основная база – в Москве).

«Экранизация» любимых сюжетов

К слову, курсы, которые вела Светлана Фёдоровна, пользовались в Барнауле невероятной популярностью. Люди записывались на них буквально за год, и чтобы гарантированно попасть в списки будущих учеников, готовы были заплатить вперед. Но со временем в магазинах стала появляться одежда и потребность в курсах кройки и шитья отпала сама собой.

— А в 2000 году моя дочь вместе с внучкой переехала на постоянное место жительства в Дрезден, – делится Светлана Булатова. – Поначалу я затосковала, не знала, чем себя занять. И однажды Лена во время одного из своих приездов попросила меня сшить ей лоскутное покрывало – на память о родине. Неожиданно получилось одеяло дивной красоты. И я стала постигать новую для себя технику, которая день за днем становилась для меня настоящей отдушиной. Со временем у меня выработался собственный стиль, который узнают, ценят. Самое важное для меня в каждой работе – это образ и концепция. Понимаю, что громко звучит. Но мне очень важно, чтобы работы были не просто красивыми, но и вызывали у каждого свои ассоциации, наводили на мысли.

Работы Светланы Булатовой.
Фото Андрея Чурилова

Кстати, работы Светланы Фёдоровны с самого начала вызывали интерес. А со временем стало возможно говорить о настоящем творческом союзе мамы и дочери. Не случайно одна из их совместных выставок, которая прошла в художественном музее в 2011 году, называлась «Творческие миры Светланы и Елены Булатовых».

— А потом я стала ее работы «экранизировать», – рассказывает мастерица. – Причем не копировать, а именно «экранизировать», переносить их на полотно, пропуская через себя. Так появилась на свет моя графическая серия, созданная под впечатлением от графики Лены. Это работы «Рефлексия», «Око Шивы», «Ангел». Причем «Ангел» – это апофеоз всех моих трудов, творческого багажа, накопленного за 20 лет работы в технике лоскутного шитья.

Сегодня работы Светланы Булатовой – постоянные участники межрегионального фестиваля лоскутного шитья, различных выставок, которые организует Алтайский дом народного творчества (Светлана Фёдоровна – активист действующего там клуба «Лоскутная пятница») и не только. Ее лоскутные полотна выставлялись в Москве и даже во Франции. В настоящее время искусный пэчворк Булатовой представлен на VI открытой краевой выставке декоративного искусства «Лоскутные узоры Алтая», которая открылась в марте в выставочном зале музея «Город» (пр. Ленина, 111). Там можно увидеть примерно с десяток ее работ, среди которых есть одна из самых дорогих и важных – «В небесах торжественно и чудно», в которой мастерица попыталась передать свои мысли о вечности, о месте человека во Вселенной.

— Есть у меня одна мечта – создать большое панно на тему народных росписей – хохломской, городецкой, пичужской и мезенской, – делится Светлана Булатова. – Еще хотелось бы перенести на полотна мотивы художников-постимпрессионистов.

В 2018 году Светлане Булатовой было присвоено почетное звание «Народный мастер Алтайского края». Новый статус стал для нее высокой оценкой многолетних трудов, признанием профессионального сообщества. А недавно на основе серии работ «Сказки» Светланы Фёдоровны одна из студенток факультета искусств Алтайского госуниверситета защитила дипломную работу.