Сколько стоит ремонт и замена лифта в многоэтажке

Апрель 13 14:48 2020

Лифт в многоквартирном доме стал обязательным атрибутом комфортной жизни. Но почти половина подъемных механизмов стоит в очереди на обновление, поскольку выработала свой ресурс. О сложностях технического обслуживания лифтов и культуре поведения горожан рассказала исполнительный директор ООО «Лифтовая компания» Юлия Андрейчева.

Обновление лифтов на сегодня задача № 1, поскольку 1661 из них уже выработал свой 25-летний ресурс.
Фото Андрея Чурилова

Ценовой диапазон

— Как можете охарактеризовать состояние лифтового хозяйства в краевой столице?

В Барнауле 4200 лифтов, большая часть которых установлена в домах 1970-1980-х годов постройки. Эти полвека съели все нормативные сроки эксплуатации лифтов. Не могу сказать, что ситуация критическая, но тревогу она вызывает. В данный момент подлежит замене 1661 лифт, который выработал свой 25-летний ресурс. В решении этой проблемы должна была помочь государственная программа, по которой до 15 февраля 2020 года нам обещали софинансировать установку новых лифтов. Но сроки ее реализации продлили до 2025 года, и мы оказались в ситуации, когда денег нет, а задача – срочно привести лифты в надлежащее техническое состояние – осталась. На этот год мы поставили себе цель провести диагностику и последиагностический ремонт 680 лифтов, чтобы они соответствовали техническим требованиям и обеспечивали безопасность пассажиров. В ближайшее время начнем обследование, определим степень износа узлов и агрегатов, составим смету и выйдем к собственникам с предложением о финансировании этих работ.

Каков ценовой диапазон ремонта и почему его нельзя финансировать из средств, которые собственники платят за техническое обслуживание?

Стоимость ремонта разная. Если вышла из строя лебедка с двигателем – это не меньше 120 тыс. рублей, если необходимо заменить червячную пару, то и 30 тыс. будет достаточно. Тариф, который составляет 4,60 рублей с 1 кв. м общей площади, делится в соотношении 60/40 на диспетчеризацию и техническое содержание соответственно. В счет текущих работ наши сотрудники проводят только плановое техническое обслуживание. А стоимость замены узлов, выработавших свой нормативный срок, или проведения последиагностического ремонта целиком зависит от возраста и типа лифта, степени изношенности и других факторов, которые разнятся в каждом доме. Поэтому и включить их в единый тариф невозможно.

Более 2 млн рублей – стоимость замены лифта на новый.

По инструкции и не только

— Насколько сложен труд лифтеров?

Все наши сотрудники, особенно механики, лифтеры и инженеры, это специалисты с хорошей подготовкой и большим опытом. Благодаря их мастерству даже 40-летние «старички» работают как швейцарские часы. Помимо профессиональных навыков, работники аварийных бригад обладают недюжинной физической силой, которая требуется, например, для эвакуации застрявшего в кабине лифта пассажира.

А труд лифтеров – отдельная история. Кроме своих должностных обязанностей они вынуждены наводить внеплановый санитарный порядок в кабинах лифтов из-за неблагоразумия отдельных горожан. Бывают случаи, когда в кабине остаются продукты жизнедеятельности собак или пассажир что-то разливает, а затем вызывает лифтера, чтобы та вымыла пол. Она убирает, даже если два часа назад навела там порядок, – все ради того, чтобы не портить отношения с жильцами. Но ведь лифтер не уборщица. В последний месяц работы у этих специалистов добавилось: еще до введения режима самоизоляции и жестких мер профилактики коронавируса мы начали обрабатывать кабины с применением хлоридов и проводить регулярную влажную уборку.

Главное при эвакуации пассажиров из лифта — безопасность.
Фото Андрея Чурилова

Сохраняются ли случаи вандализма? По сравнению с 20-летней давностью, кажется, их стало меньше.

Мы пережили лихие 1990-е, на моей памяти было такое, когда сотнями метров вырубались кабели связи. Сейчас переходим на беспроводную интернет-связь, которой оборудовано более 1200 лифтов, находящихся на обслуживании у нашего основного партнера – Барнаульской диспетчерской службы. Еще более страшное явление, когда лифты вспыхивали как спички. Вандалы поджигали кабины, даже костры там разводили. Потом мы боролись с поджогами кнопок на панели приказов.

В последние годы по согласованию с собственниками устанавливаем антивандальные кнопки, меняем напольное и настенное покрытие на металлическое. Это в разы снижает риск возникновения возгорания. Но вандализм – это не только поджоги: хулиганы отрывают линолеум и наклейки с правилами пользования лифтом, рисуют маркерами на стенах кабины, спиливают замки с люков предмашинных помещений, но это единичные случаи.

К чести нашего общества могу сказать, что культура барнаульцев стала выше. То ли люди стали воспитаннее, то ли наказание рублем начало действовать. Ведь лифт – это собственность жильцов, дополнительный ремонт и замена каких-либо частей которого ведет к расходам самих же собственников.

А несчастных случаев не регистрируется в Барнауле?

Слава богу, мы пережили такой момент, когда дети катались на лифте. Они проникали в шахту и ездили, стоя сверху на кабине. Такие факты в Барнауле были, хоть и благополучно заканчивались. На самом деле главная причина всех несчастных случаев – нарушение пассажирами правил пользования. Самый простой пример: входит в лифт мама с коляской и до закрытия дверей не успевает – ее или коляску зажимает механизм. Хотя на панели приказов есть кнопка блокировки дверей, предназначенная для принудительного открытия в течение длительного времени.