Поднимавший «Трансмаш»: Александр Колосов был сталинградским ополченцем и стал директором крупнейшего барнаульского завода

Апрель 10 12:49 2020

Об уникальной судьбе своего отца – Александра Зиновьевича Колосова, прошедшего путь от мастера модельного участка до директора барнаульского «Трансмаша», рассказала его дочь Татьяна Аскалонова.

Александр Колосов.
Фото из архива Татьяны Аскалоновой

Александр Колосов родился в 1916 году на Кубани, в обычной, не очень зажиточной крестьянской семье. Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны: Первая мировая, революция, гражданская война и последовавшая за ними разруха прокатились тяжелым катком по всем. Досталось и юному тогда Александру. Рано осиротевшему, ему пришлось скитаться по югу России, голодать и тяжело работать на поденщине.

В 16-летнем возрасте он приехал в Сталинград, где жила его старшая сестра, и устроился работать обрубщиком-литейщиком на тракторный завод. Вечерняя школа, затем тракторостроительный техникум, и к 1941 году Александр Колосов стал уже старшим мастером. Там же на заводе он познакомился со своей будущей женой, а в 1942 году у них родилась дочь Татьяна.

«Тракторостроителей на фронт не берем, у вас бронь», – сказали ему в военкомате, куда он пришел записываться добровольцем в первый день войны. Теперь перед рабочими Сталинградского тракторного стояла еще более важная задача – выпуск танков.

Но повоевать Александру пришлось. В 1942 году, когда бои шли уже в самом городе, он, как и тысячи других ополченцев, защищал свой завод и город, ставший ему родным. Был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Осенью 1942-го ГКО (Главный Комитет Обороны) отозвал его и других специалистов из ополчения и поручил сложнейшую и ответственнейшую задачу – эвакуировать оборудование завода в Сибирь, в Барнаул. Той же осенью он отправил в эвакуацию жену с дочерью, и сам приехал в Барнаул эшелоном с оборудованием в начале ноября 1942 года. Пробыл он тут недолго, пришлось снова вернуться в Сталинград за станками и оборудованием, которые не успели вывезти в первую партию.

Жить семье пришлось в полуземлянке на пр. Сибирском. Александр Колосов работал тогда фактически на казарменном положении, видя своих лишь раз в полмесяца. «Все – для фронта, все – для Победы» – этот лозунг полностью отражал дух, которым жила страна в то время. 6 ноября 1942 года завод «Трансмаш» выпустил первый дизельный двигатель для легендарного танка Т-34, что было отмечено поздравительной телеграммой Сталина. А тогда – в тяжелейший период войны – такими телеграммами, как и наградами, верховный главнокомандующий отнюдь не разбрасывался.

Александр Зиновьевич Колосов – директор завода «Трансмаш» с 1960 по 1975 год.
Фото из архива Татьяны Аскалоновой

Александр Зиновьевич Колосов прошел на «Трансмаше» все ступени служебного роста: мастер, старший мастер, замначальника цеха, начальник цеха, зав. производством, замдиректора завода, директор завода. Этот пост Александр Колосов занял в 1960 году, и проработал в должности до 1975 года. Тогда же, в 1960 году, он окончил Алтайский политехнический институт по специальности «литейное дело», защитив диплом уже будучи директором завода.

Завод под руководством Александра Колосова пережил генеральную реконструкцию, на предприятии создавались новейшие по тем временам модификации дизелей, которые шли как во все республики тогдашнего СССР, так и в более чем 40 стран мира. В 1965 году на «Трансмаше» разработали принципиально новый двигатель для боевой машины пехоты – УТД-20, по своим основным показателям превосходивший все отечественные и зарубежные аналоги. Уже в мирное время предприятие стало одним из ведущих в отечественной оборонной отрасли. И это закономерно – завод ковал Победу, делая двигатели для танков.

Всего за годы войны «Трансмаш» выпустил более 10 тысяч двигателей, каждую пятую боевую «тридцатьчетверку» оснащали двигателем с барнаульского завода.

Дмитрий Федяев