Как барнаульский бизнес живет в условиях карантина

Апрель 02 13:59 2020

Пищевая и перерабатывающая промышленность в сегодняшних условиях смогут нарастить объем на 30-40%. А как дела в других отраслях?

Многие предприятия в стране занялись сегодня производством масок.
Фото из сети Интернет

Удержать позиции

Первыми ощутили на себе воздействие вируса туристические компании и пассажирские автоперевозчики. С началом карантинной надели пассажиропоток упал до 30%.

Пищевая и перерабатывающая промышленность, напротив, смогла нарастить объем. По данным городского комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и услугам — на 30-40%. С хорошим плюсом работают предприятия текстильной отрасли, производители товаров первой необходимости и упаковки.

В сфере услуг и общественного питания, по официальным данным, спрос упал до 60%. С 28 марта на неопределенный срок заморожена работа фитнес-центров, кафе и фуд-кортов, игровых и развивающих центров. Предприятия сферы общественного питания могут работать исключительно на вынос или организовать доставку. Оба способа работы с клиентом в арсенале сети быстрого питания «Грильница» были всегда, но теперь они стали основными и позволяют предприятию лишь удержаться на плаву.

— Сегодня мы не работаем, чтобы заработать. Важно хотя бы удержать позиции, – признается Дмитрий Иванов, основатель «Грильницы». – В нынешних условиях наша цель – накормить клиента, заплатить поставщикам продуктов, сохранить работу сотрудникам. Если честно, в данной ситуации нам выгоднее заморозить всю сеть, но мы работаем. Мы не сокращаем людей, минимум отправили в отпуск. Покупательский спрос резко снизился. Меньше стали праздновать дни рождения, больше готовят сами. Ресторанный бизнес серьезно пострадал. Даже сильные игроки под сомнением. Владелец «Black Star Burger» заявил, что внутренних резервов хватит на две-три недели. У нас еще меньше. Я вижу один вариант – все заморозить: налоги, кредиты, тогда мы все выживем.

Поддерживаем настроение

Не меньше общепита пострадала индустрия развлечений. По словам руководителя агентства праздников «Розовый слон» Марины Василенко, эта сфера почувствовала влияние коронавируса еще в феврале. Многие родители из соображений безопасности отменяли праздники для своих детей, старались ограничить походы в развлекательные учреждения. Сегодня вообще грустное затишье. Event-услуги ищут пути выхода в онлайн, работают над имиджем. Придуманный и воплощенный Мариной Василенко персонаж Степа Пуговкин обосновался в соцсетях экоклоуном, он рассказывает аудитории об экопривычках, читает детские книги в прямом эфире. К этим эфирам присоединяются десятки ребят из разных городов страны.

— Просто поддерживаем настроение, о заработке речи нет – центр стоит, кружки распустили, используем высвободившееся время на модернизацию, готовим новые декорации, – говорит Марина. – Надеемся, что ситуация стабилизируется к маю. Впереди выпускные в детских садах и школах, получены предоплаты на проведение праздников. Если они будут отменены из-за пандемии, это будет катастрофа.

Магазины одежды и косметики тоже перестраиваются на онлайн-торговлю, организовывают доставку с примеркой. Но не все ТРЦ сделали это вовремя. Например, «Весна», где находится отдел детской одежды «100 одежек», закрылся только 27 апреля в середине дня.

— Все равно приходится изыскивать ресурсы и на аренду, и на налоги, и на зарплаты продавцам, – рассказывает директор магазинов «100 одежек» Александр Олейник. – Еще много товара в дороге. Было заказано много красивой детской одежды, часть приобретена в рассрочку. Пытаемся сейчас наладить онлайн-торговлю, предлагаем доставку с примеркой. Магазины, изначально ориентированные на данный сервис, конечно, легче переживают этот сложный период.

Форс-мажор

В Алтайской торгово-промышленной палате сегодня шквал звонков – может ли пандемия по коронавирусу считаться форс-мажором и являться основанием для отсрочки обязательств по договорам. В сложившейся ситуации в АлтТПП выдают заключения об обстоятельстве непреодолимой силы по договорам бесплатно. Но только при наличии оснований.

— Форс-мажор должен соответствовать ряду условий, например, невозможность предсказать возникновение и ход развития ситуации, ее внезапность и непредотвратимость и последствия, – поясняет директор департамента экономического развития АлтТПП Юлия Пономарёва. – Коронавирус под данные условия не попадает. Он не возник случайно и одномоментно, как, скажем, наводнение. Но к форс-мажору можно отнести те меры, которые приняты правительством в целях недопущения распространения вируса, если они не позволят предпринимателю физически исполнить условия договора. Например, закрыты границы, и он не может отправить товар. Либо по этой же причине не может получить сырье для изготовления своего продукта. Либо не может организовать шеф-монтаж импортного оборудования, потому что по договору это должно быть сделано силами зарубежных специалистов.

Новый виток

В условиях карантина и паники по поводу распространения коронавирусной инфекции резко возрос спрос на одни товары и услуги и сильно упал на другие. Особенным спросом пользуются маски, ставшие дефицитным продуктом. Производитель детской одежды «Мини-Ми» временно перестроила предприятие на пошив так необходимых рынку многоразовых масок.

— Я никогда еще не работала с такой скоростью, – смеется руководитель Елена Роговская. – В понедельник утром надумали шить маски, во вторник уже отшили первую партию. Пока трудно говорить об объемах, но точно не менее тысячи в сутки сможем выдавать. Мощностей достаточно, не хватает швей. Уже готовы закупить наши маски оптовики, медицинский центр, частные организации.

По словам Елены, к данному решению пришли обдуманно. Объемы продаж, как и везде упали, но не критично. Посчитали: остатков товара в интернет-магазинах и на складе должно по прикидкам хватить на пару месяцев, а пока можно смело шить маски. Главное, чтобы ткани хватило.

На производство масок временно перешла оптово-розничная компания «Алтайское полюшко», занимающаяся реализацией зерна.

— Размещаем заказы в барнаульских ателье, в сутки нам отшивают около 300 масок, – говорит руководитель компании Надежда Тырышкина. – Шьем классические двухслойные, получили на них декларацию и протокол испытаний. Заказчиков много, как в Алтайском крае, так и в Новосибирской области. Некоторые просят наносить логотип компании, смайлики. Народ старается модничать, не унывать.

Помимо того, маски шьют на предприятиях «Меланжист Алтая», «Авангард», «Алтайский трикотаж» и других.

В поддержку бизнесу

25 марта Президент Владимир Путин в своем обращении к гражданам России предложил меры поддержки для населения и бизнеса. В частности, он предложил объявить кредитные каникулы для физлиц и организаций, которые пострадали от коронавируса, предоставить малому и среднему бизнесу отсрочку по уплате всех налогов (кроме НДС) на полгода, а для малого и среднего бизнеса предусмотрено снижение страховых взносов с 30 до 15%. Предлагается ввести на полгода мораторий на подачу заявлений о банкротстве тех компаний, которые наиболее пострадали от пандемии.

Правительством также анонсированы дополнительные меры поддержки предпринимателей. Среди них – мораторий на штрафы до конца 2020 года, отсрочка уплаты уже выписанных штрафов; расширение льготного кредитования; отсрочка арендных платежей, сопровождаемая компенсациями собственникам; обеспечение беспроцентными займами на неотложные нужды.