Учитель года России — 2018 пообщался с алтайскими коллегами, участвующими в краевом этапе профессионального конкурса

Март 23 15:32 2020

О том, что нужно сделать, чтобы современные дети чувствовали себя в стенах школы счастливыми, алтайским педагогам рассказал учитель обществознания и права Чеченской Республики Алихан Динаев.

Задача учителя, по мнению Алихана Динаева, сделать так, чтобы дети сами захотели учиться.
Фото Павла Селиверстова

Судьба привела

У него нет педагогического образования, да и работать в школу идти не планировал. С улыбкой признается: родные были слегка разочарованы, когда по окончании Северо-Западной академии государственной службы и пяти лет преподавания в университете, стал простым учителем обществознания и права.

– Когда-то я и сам разделял мнение, что школа – это болото, и не представлял себя учителем, но это на самом деле социальный лифт, трамплин, дающий массу возможностей для роста, вертикального и горизонтального. Сегодня хороший учитель востребован, он на виду и может показать себя в своем регионе, – уверен Алихан Динаев.

Он обладает очень важными для учителя качествами – открытый, обаятельный и очень добрый. А еще невероятно активный. Динаев вел на грозненском телевидении программу «Искусство говорить», где обучал парней и девчонок ораторскому мастерству. Понятно, что сам он им владеет в совершенстве. При этом успевает писать статьи по педагогике и образованию на сайты и в профессиональные издания. Цитирует Сухомлинского и лучшей литературой считает книги Льва Толстого. Имеет свой YouTube-канал, а для современных детей создал, пожалуй, самое необычное пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Почему ученикам скучно?

Алтайским коллегам на конкурсе он рассказал, как сделать предмет интересным. А свою презентацию начал с результатов исследования, в котором старшеклассники поведали, какие чувства они испытывают, находясь в школе.

— На первом месте оказались усталость и перегруженность, на втором – скука, далее – стресс и грусть, – перечисляет Алихан Динаев. – Были и положительные ответы, такие как радость, удовольствие, счастье, но доля позитивных мнений оказалась менее половины всех опрошенных. И это огромная проблема современной школы.

Для того чтобы исправить ситуацию, нужно знать, что волнует ребят. Сам он во время занятий часто обращается к ученикам с вопросом: «Что понравилось на уроке, а чего не хватило?».

— Обычно такой вопрос я ставлю последним в самостоятельных или контрольных работах, – поясняет педагог. – Честно, ответы приходят всякие. Из числа последних: «Мне все нравится, но вы не даете списывать и мало шутите обо мне». Я понимаю, что девочка тактично намекает, что ей не хватает банального внимания со стороны учителя. Значит, на следующем занятии я непременно найду повод обратиться к ней. Или один ребенок указал, что в кабинете очень жарко, и это мешает сосредоточиться на теме. Только вдумайтесь! Мы, учителя, порой часами разрабатываем стратегии проведения урока, а вся информация теряется, не доходит до ребенка из-за банальной духоты.

Место шутке на уроке

Про свой стиль преподавания и общения он говорит – демократичный. Уверен, что авторитаризм на уроках излишен, а педагогических целей проще добиться через искренность, открытость, улыбки и шутки, чем через приказы, крики и критику.

— Детей нужно удивлять, например, на уроке физкультуры показываете упражнение – найдите информацию о том, что его делает Билл Гейтс. На уроке музыки скажите, что это произведение было любимым у Льва Толстого, или что на нем рос Егор Крид, – советует Алихан.

При этом очень важна позитивная атмосфера в классе. Как ее создать? Педагог знает массу анекдотов, которые дозировано подает детям на своих уроках. При этом никакого панибратства! А еще в каждом классе он создает группы в социальных сетях, где общается с подростками и оставляет интересную информацию по своему предмету.

— Задача учителя не только в том, чтобы дать конкретные знания своим ученикам, а сделать так, чтобы они сами захотели учиться. Поэтому двойки ставлю крайне редко, обычно даю вторую попытку, третью… порой и до пятой доходит, – поясняет педагог.

Вместе с позитивным настроем, очень важно вовлекать молодежь в благотворительные проекты. Нужно давать детям возможность совершать добрые дела, формируя в них чувство ответственности за окружающих.

— Был случай, когда на моем уроке ученик уснул, – говорит Алихан Динаев. – Это возмутительно и обидно для любого педагога. Было желание его фото отправить родителям, классному руководителю… А потом вспомнил, как сам на первом курсе уснул на лекции по статистике. Все мы обычные люди, и учителя тоже были детьми, об этом стоит помнить всегда! К слову, сегодня этот мальчик учится в педвузе. Был еще один случай, в 11 классе подросток перестал ходить на мои занятия. Ктото говорил, что заболел или стал посещать репетитора… Я у ребят взял номер телефона и позвонил ему. Спросил как дела, а потом сказал, что без него на уроках стало скучно. Больше занятий он не пропускал.

Учитель с историей

Алихан Динаев – учитель в четвертом поколении. Мама преподавала математику, дед, защитник Ленинграда, был в числе первых учителей горного села Дышне-Ведено, а прадед работал директором сельской школы. Как говорится, от судьбы не уйдешь.

— Победа во всероссийском конкурсе дает многое, расширяет кругозор, – рассуждает педагог. – За эти два года я объехал почти всю страну, познакомился с сотнями коллег, с их методиками и необычными уроками. Честно, удивляют вопросы со стороны общественности: «Почему ты до сих пор учитель? Не директор школы, даже не депутат муниципального округа?». А мне все больше нравится моя профессия. Миссия победителя, видимо, в том и состоит – всячески оберегать статус школьного учителя, рассказывать как можно больше и чаще на разных площадках, что учить детей – это модно, это престижно. Именно за нами стоит целое поколение будущих россиян.

Алихан Динаев: «Хотим того или нет, но мы живем в информационную эпоху. Смартфоны стали нашей третьей рукой. Мы изменяемся вместе с ними. Лишая детей телефона и Интернета, вызываем лишь отторжение с их стороны, неприязнь и провоцируем их на конфликты. Если мы не можем это изменить, не стоит идти против волны, ее надо оседлать. И сделать так, чтобы проблема стала благом».