Роспись как оберег и где искать скрытое от глаз Беловодье

Март 17 12:30 2020

По завиткам этих орнаментов можно изучать историю нашей страны. В каждом изгибе или цветовом преломлении есть смысл, желание постичь традиции народа, проживающего в той или иной местности, его нравы, его творческую мощь. Народный мастер Алтайского края Тамара Наговицына может объяснить происхождение каждого узора, неслучайное переплетение его деталей, философию образов. Да и сами работы Тамары Ефимовны, представленные на выставке в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, демонстрируют этапы становления мастера на протяжении последних 25-30 лет.

Тамара Наговицына.
Фото Натальи Катренко

Семантика образов

Выставка «Преданья росписей народных», открывшаяся в ГМИЛИКА, юбилейная, посвященная 60-летию известной мастерицы. Судя по представленным работам, Тамара Наговицына в совершенстве владеет тайнами не только характерной для Алтая урало-сибирской росписи, но и хохломской, мезенской, городецкой, пермогорской.

— Первую профессию – мастер хохломской росписи – получила в Нижнем Новгороде в знаменитом Семеновском художественном училище. Соответственно, практику мы проходили на объединении «Хохлома», куда позже устроилась на работу, желая обучаться у настоящих мастеров, – рассказывает Тамара Ефимовна. – С этими знаниями я и приехала на Алтай, где мне предстояло овладеть местным домовым урало-сибирским промыслом, на который в то время был большой спрос. Поначалу мне казалось странным после освоения хохломы – царицы всех росписей, браться за постижение этого, по сути, крестьянского направления. Признаюсь, какое-то время я не могла привыкнуть к его особенностям, но со временем искренне полюбила этот вид народного творчества, открыла в нем глубину, многозначность образов, символику цвета.

Теперь Тамара Наговицына убеждена: урало-сибирская роспись – семантическая, обереговая. В ней цветок может быть солярным знаком (то есть символом солнца), а тот же, но вплетенный в древо жизни, становится символом взрослого поколения.

Как рассказала Тамара Наговицына, большое значение в урало-сибирской росписи имеет и цвет. Голубой – цвет воды, белый и желтый – символ святости, чистоты, солнца. Зеленый – это растительность. А основа композиции — коричневый фон — символизирует землю.

Фото Натальи Катренко

В поисках земли обетованной

С самой молодости Тамару Ефимовну привлекали славянские мотивы в орнаментах. Не случайно, оказавшись на Алтае, она решила поступить на факультет искусствоведения Алтайского госуниверситета, где стала изучать влияние языческой и христианской культуры на искусство. Именно эти глубинные смыслы она всегда старалась вплести в свои работы.

— Так появились мои триптихи «Земля обетованная» и «Беловодье» на темы, которые волнуют меня до сих пор, – делится мастерица. – Ведь когда в XVIII веке на Алтай из Нижегородской, Орловской и Тамбовской губерний стали переселяться старообрядцы, они шли сюда в поисках Беловодья – мифической страны, где по преданию люди живут честно и праведно, где пшеница сама родит, всегда цветут цветы, рыбу ловят руками. В общем, не земля, а сказка. Тех людей, которые достигли этой страны, больше никто не видел. А те, кто в ее поисках продвинулся максимально далеко, решили остановиться в Уймонской долине. Там и сейчас проживают их потомки, которые до сих пор верят в исполнение этой мечты. Верю в нее и я, правда, как мне кажется, это Беловодье не всем открывается, вполне возможно, оно скрыто внутри нас и у каждого оно свое.

Есть среди работ панно «Гусляр», где мастерица изобразила самый что ни есть русский музыкальный инструмент, звуки которого, как считает Тамара Ефимовна, приближают нас к непостижимому. А на одном из декоративных полотен под названием «Макошь» можно увидеть славянскую богиню, покровительницу женских ремесел, которая, как считали наши предки, плетет нити судьбы.

— Благодаря своей профессии я абсолютно счастливый человек, – говорит Тамара Ефимовна. – Росписью занимаюсь с 17 лет, а потому практически всю жизнь живу в этой сказке. Как мне кажется, мое дело помогает нашему несовершенному миру стать более целостным, оно словно насыщает его добром, счастьем, благополучием.

За время работы Тамара Ефимовна воспитала последователей, многие из которых теперь сами преподают декоративно-прикладное творчество детям. Как признается Тамара Наговицына, за 30 лет педагогического стажа у нее появилось много единомышленников, вместе с которыми она преображает мир.

Фото Натальи Катренко