Почему одной управляющей компании жители отказывают в повышении тарифа на текущее содержание жилья, а на предложение другой – соглашаются

Март 06 10:17 2020

Жители многоквартирных домов в Научном городке с конца 2019 года начали массово отказываться от услуг компании-монополиста в этом поселке – ООО «Научный городок». Убежали кто куда – лишь бы не оставаться в этой УК. Из 15 многоэтажек 11 уже заключили договоры управления с «ДЕЗ-1 Ленинского района», еще два готовят соответствующие документы, в трех домах собственники решили организовать ТСЖ.

Взаимное уважение и готовность решать проблемы — ключ к эффективной работе управляющей компании и собственников.
Фото Андрея Чурилова

Денег нет, но вы держитесь

За 13 лет существования управляющей компании «Научный городок», которая взяла на себя обязательства по содержанию 15 многоквартирных домов поселка, ситуация на них не улучшилась, даже наоборот – год от года становилась только хуже. Со всеми бедами жители многоэтажек приходили к руководителю обслуживающей компании, но в ответ кроме как: «На вашем счете недостаточно средств на ремонт», – ничего не слышали, притом что деньги на текущее содержание отчисляли исправно.

Тем временем подвалы неоднократно затапливались канализационными стоками и аварии не устранялись по нескольку дней (а в подвалах некоторых домов есть приватизированные жилые помещения!), рвались трубы отопления в подъездах, начали выпадать кирпичи из фасадной кладки. В результате очередного обрушения фасада была деформирована газовая труба, ведущая к дому.

Но главной головной болью жителей становились ежегодные протечки крыш. На всех этих домах мягкая, наплавляемая кровля. Особенность этого материала в сильной зависимости от резких изменений температуры – в межсезонье на поверхности образуются трещины и разрывы, через которые осадки могут беспрепятственно попадать в квартиры. А потому наплавляемые кровли нужно как минимум два раза в год осматривать и при необходимости проводить качественный латочный ремонт. Сезонного осмотра жителям четырехэтажки на ул. Научный городок, 13, удалось добиться только в 2018 году после многочисленных письменных обращений в свою УК, а единичные заплатки на крыше появились только весной 2019-го.

— В прошлом году я инициировала прокурорскую проверку по факту многочисленных протечек кровли в нашем доме, – рассказывает житель дома № 13 на ул. Научный городок Оксана Вопиловская. – Эти обстоятельства были подтверждены, в том числе Государственной инспекцией Алтайского края, и в отношении руководителя ООО «Научный городок» открыли административное производство, обязав произвести ремонт кровли. К сожалению, продержался он только до первого дождя.

Плановые сборы

Справедливости ради надо отметить, что больше 10 лет жители платили за текущее содержание дома 7 рублей с 1 квадратного метра. На такие мизерные отчисления делать регулярный и качественный ремонт сложно – это подтвердят в любой УК. Наверное, поэтому «Научный городок» не утруждал себя чрезмерной заботой о состоянии многоэтажек, и лишь когда жители, потеряв терпение, начали писать обращения во все инстанции, им предложили повысить тариф до 12 рублей с квадрата, пообещав, что теперь-то уж точно денег на все пожелания хватит. Однако жильцы домов отказались, поскольку за все предыдущие годы не видели никакой плановой работы, кроме сбора денег. За много лет управляющая компания ни разу не отчиталась о расходовании средств, не предоставила планов ремонта на будущий год, не шла на открытый диалог.

Окончательно доверие было утрачено, когда собственники узнали, что озвученная им ранее стоимость работ по замене бойлера и экспертизе состояния фасада и кровли на несколько десятков тысяч рублей превышает реальную цифру.

Как только фасад оттает, ДЕЗ-1 обещает восстановить кладку.
Фото Андрея Чурилова

Есть контакт!

Смена управляющей компании для жителей Научного городка, привыкших к тихой, размеренной жизни, сродни революции. Но и жить в разрушающихся домах они не хотели, поэтому приняли ответственное решение – заключить договоры обслуживания с «ДЕЗ-1 Ленинского района». Директор компании Анатолий Суворов на встрече с жителями поселка четко изложил свою позицию: все дома – от подвала до крыши – будут восстановлены в ближайшие 2-3 года, нужно только сформировать финансовую копилку, которая сейчас пуста. На момент передачи 11 домов из «Научного городка» в «ДЕЗ-1» на их счетах не было ни копейки. Где остались накопленные средства, пусть и небольшие – остается загадкой.

По предложению Анатолия Суворова собственники многоэтажек Научного городка подняли тариф с 7 рублей до 12-ти и даже планируют ввести в квитанцию «прочие расходы» для сбора дополнительных средств на ремонт. Люди согласились, потому что впервые за долгие годы услышали план действий от управляющей компании.

— Сейчас на счету собственников копятся средства, и как только фасад «оттает», мы восстановим кладку – на это уйдет не более 20 тысяч рублей. В начале лета займемся текущим ремонтом кровельного покрытия, – отметил Анатолий Филиппович. – Специалисты компании уже выяснили в фонде регионального оператора сумму накоплений и примерную стоимость капитального ремонта кровли, а также ориентировочные сроки работ. Дом № 13 в Научном городке стоит в программе 2026-2028 годов и, если нам не удастся передвинуть этот срок на ближайшие два года, то мы предложим жителям перевести накопленные средства на счет ДЕЗа, такая практика у нас есть. Из 15 многоэтажек, принявших аналогичное решение, шесть уже отремонтировано.

Жители многоквартирных домов в Научном городке теперь не боятся строить планы – они уверены, что их желания будут услышаны, а главное – найдена возможность для реализации.

Компетентно

Елена Широких, глава Научногородокской сельской администрации, комментирует:

— Весной 2019 года ситуация с протечками кровли на многоквартирных домах действительно стала обостряться. В марте-апреле нам поступило пять письменных жалоб на бездействие управляющей компании, после административного вмешательства они произвели латочный ремонт кровли. Тогда же собственники большинства домов решили не продолжать сотрудничество с ООО «Научный городок» и обратились в поселковую администрацию за помощью в поиске новой обслуживающей организации. Для меня принципиальными были два аспекта: УК должна работать на территории Ленинского района, поскольку наш поселок является самым отдаленным и доступность новой компании для населения должна быть обеспечена. Во-вторых, организация должна иметь положительную репутацию и быть готовой подтвердить свое благополучие документально. В итоге председатели советов домов остановили выбор на четырех управляющих компаниях, руководителей которых пригласили на общие собрания. В течение лета проходили голосования, а с осени жители начали оформлять переход в другую управляющую компанию.