Слово дирижера: Дмитрий Лузин о проектах, авторитетах, роке и джазе

Январь 28 10:11 2020

Вот уже семь лет симфоническим оркестром краевой филармонии дирижирует Дмитрий Лузин. За это время на филармонической сцене было реализовано множество интереснейших проектов – зачастую самых смелых, уникальных, а порой и выходящих далеко за рамки Алтайского края. В музыкальном мире Дмитрия Лузина хорошо знают – к примеру, не так давно он побывал в качестве приглашенного дирижера в Сыктывкаре, выступил на фестивале в Москве.

С недавних пор одной из площадок для выступлений симфонического оркестра стал сквер у театра драмы.
Фото Ярослава Махначёва

Парад премьер

Дмитрий Григорьевич, в одном из интервью вы сказали, что приехали в Барнаул семь лет назад театральным дирижером с мечтой о симфоническом оркестре. Неужели есть принципиальная разница, где и с кем исполнять музыку?

Дирижеру работать в театре технически сложнее. Ведь, по сути, к оркестру прибавляются солисты, артисты хора или балета, с которыми нужно идти в ногу. Меня удивляет, когда, рассказывая о премьере той или оперы, дирижера почему-то упоминают только в связке с оркестром. Он не просто дирижирует всеми, кто на сцене, он держит в своих руках весь спектакль. Вероятно, поэтому дирижерам симфонического оркестра так непросто даются театральные постановки. Мне же мой опыт работы с разными театрами в профессии очень помогает.

Эти семь лет вас обогатили?

Конечно! Мы с оркестром стали чаще обращаться к музыке XX века, сыграли немало премьер – тех произведений, которые в Барнауле исполнялись впервые. Это, к примеру, 2-я симфония Брукнера, симфонические поэмы Сметаны (мы, правда, взяли не весь цикл, а лишь три поэмы), 25-я симфония Мясковского, композитора подзабытого, но совершенно замечательного, «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля… Исполнили немало и киномузыки – к примеру, с нашей сцены звучали известные композиции Джона Уильямса, написанные к фильмам «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Список Шиндлера». Удалось расширить репертуар и благодаря двухгодичному просветительскому циклу известного музыковеда и журналиста Артёма Варгафтика. Исполнили мы и музыку Пауля Хиндемита, и датского композитора Карла Нильсена, и шведского автора Хуго Альвена. Премьерным могу назвать и исполнение 1-й симфонии Рахманинова, которая прозвучала со сцены филармонии в 2014 году.

Это когда вы вышли к публике и рассказали о самом композиторе, об истории создания этого произведения? Жаль, что вы так делаете не всегда.

Ну да, хотя так поступали многие дирижеры. К примеру, недавно ушедший Геннадий Рождественский все свои программы предварял собственным вступительным словом, рассказывает о музыке перед концертами и его ученик – Владимир Юровский, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф. Светланова. Известны выступления известного музыканта и дирижера, популяризатора академической музыки Леонарда Бернстайна. Все они помогали зрителям лучше понимать музыку, испытывать новые ощущения по поводу услышанного.

Расширяя горизонты

А есть ли произведения, которые вы бы очень хотели сыграть, но возможности оркестра сделать это не позволяют?

Думаю, сложно будет исполнить некоторые сочинения Малера чисто по техническим причинам – для этого требуется усилить состав оркестра приглашенными музыкантами, сформировать большой хор. Хотя однажды со сцены филармонии звучали вокальные циклы этого композитора (солировала тогда Юлия Башкатова). Хотелось бы, чтобы в наших программах звучала музыка Шнитке, которую я еще ни разу не дирижировал. Но нашему оркестру это по силам, так что Шнитке в филармонии – дело времени. По большому счету возможности оркестра ничем не ограничены. Мы с ним играли и рок-музыку (песни группы «Битлз», выступали мы вместе с «Арией», «Би-2», участвовали в трибьюте группы «Металлика»), и джаз, были задействованы и в театральных проектах. Одна из последних громких историй – постановка оперы «Пиковая дама», которую мы осуществили вместе с солистами Красноярского государственного театра оперы и балета им. Хворостовского на сцене филармонии, а также в Бийске и Рубцовске.

Фото предоставлено Государственной филармонией Алтайского края

Есть ли у вас авторитеты в профессии?

Безусловно. Один из них – это Евгений Колобов, коренной ленинградец, который по окончании хорового училища приехал учиться в Екатеринбург. Там после Екатеринбургской консерватории он некоторое время работал в театре оперы и балета. Известен он и как создатель московского театра «Новая опера». Я у него многому научился. Главное – не стоять на месте и постоянно расширять горизонты, браться за новое, экспериментировать. В 2003 году после вручения «Золотой маски» он пригласил меня к себе в аспирантуру. Я было собрался, но через два месяца Евгения Владимировича не стало.

И недавно вы выступили на сцене «Новой оперы», которая теперь носит имя Евгения Колобова…

Да, это была интересная история. Дело в том, что минувшей осенью меня пригласил в Сыктывкар режиссер Илья Можайский – мой давний знакомый (сотрудничество с ним когда-то мне принесло «Золотую маску»). Там в театре оперы и балета Республики Коми он решил восстановить спектакль «Сказки Гофмана», и ему требовался дирижер. Я с удовольствием принял участие в этой постановке, с которой мы через некоторое время отправились в Москву на фестиваль «Видеть музыку». Так вышло, что показы «Сказок Гофмана» проходили на сцене театра, который носит имя моего учителя. Это не могло не тронуть.

2020 год проходит под знаком 75-летия Победы. Что филармония готовит к этой дате?

Планируем совместно с хоровыми коллективами нашего города подготовить масштабную программу, в которой прозвучат фрагменты из произведений Прокофьева – кантаты «Александр Невский», оперы «Война и мир», оратории «На страже мира», из «Мессы мира» Карла Дженкинса, музыка Джона Уильямса из фильма «Список Шиндлера». Кроме того, до конца сезона хотим исполнить 5-ю симфонию Прокофьева, которая впервые прозвучала под руководством автора в январе 1945 года, а уже в июне она была исполнена под канонаду победных салютов оркестром под управлением Евгения Мравинского в Ленинграде. Не случайно это произведение Прокофьева называют «Симфонией Победы».

В 2020 году отмечается 250-летие Бетховена. По этому случаю краевая филармония готовит программы, в которых прозвучат инструментальные произведения композитора, а также концертные арии, несколько симфоний. Первый концерт, посвященный великому композитору, состоится 1 февраля.