Барнаул рассчитывает войти в десятку российских городов – участников пилотных проектов по развитию общественного транспорта

Январь 14 14:21 2020

Проект по развитию будет реализован госкорпорацией «Внешэкономбанк.РФ» совместно с федеральным Минфином. Презентованы основные положения проекта, который предполагает реконструкцию трамвайно-троллейбусной сети, обновление подвижного состава городского электротранспорта, оптимизацию маршрутной сети, а также открытие новых линий городского транспорта.

В Барнауле маршруты общественного транспорта должны дополнять друг друга.
Фото из сети Интернет

Быстрее и дешевле

Главная идея, лежащая в основе хорошего города, заключается в приоритете пешеходного пространства и сокращении использования частных автомобилей. Чтобы пассажиры больше пользовались общественным транспортом, он должен быть быстрым, удобным и комфортным.

В Барнауле крупнейшая за Уралом пассажирская электротранспортная сеть. Причем, по утверждению специалистов, она настолько удачно спроектирована, что является транспортным каркасом города, который, вместе с автоперевозками, позволяет значительно повысить транспортную доступность для жителей Барнаула. Основная часть трамвайных линий города имеет отдельную полосу движения, не мешающую автомобильному транспорту. Это, после модернизации и постройки нескольких километров дополнительных линий и транспортных развязок, дает возможность сделать трамвай основным городским транспортом. А часть автобусных маршрутов, во многих случаях дублирующих друг друга и в охоте за пассажиром устраивающих гонки на городских улицах, переформатировать в маршруты подвозящие.

Аналитики госкорпорации считают, что именно развитие транспортной системы в комплексе – электро- и автомобильный транспорт – даст ожидаемый эффект. Например, для многих жителей поселков Новосиликатный, Власиха, Октябрьский уже не будет альтернативы: ехать в центр города час-полтора на личном автомобиле или, сев в автобус, за пять-десять минут доехать или дойти до ближайшей остановки трамвая, и на нем за 20 минут доехать до места назначения. Победят практичность и здравый смысл.

Вячеслав Франк, первый заместитель главы администрации Барнаула, руководитель аппарата: «Мы готовы обсуждать возможности и пути взаимодействия, тем более, что в одном мы совпадаем совершенно точно — в стремлении сохранить уникальный для Барнаула электротранспорт и придать ему новый импульс развития».

Импульс развития

Но для этого необходимо, чтобы трамвайный парк был перевооружен современными, низкопольными, комфортабельными вагонами, их движение было организовано таким образом, чтобы большую часть своего маршрута они двигались под разрешающий сигнал светофора, то есть с минимумом остановок.

— Бесспорно, развитие общественного транспорта для города очень важно. Сегодня много справедливых нареканий от горожан к качеству пассажироперевозок. Связано это с большим износом подвижного состава. Мы понимаем, если не изменить ситуацию, можно попросту потерять электротранспорт для города. А развивать общественный транспорт городскому бюджету одному не по силам. Делать это за счет пассажиров, повышая тариф, – путь в никуда. Единственно возможный выход – привлечение внешних финансовых источников, – говорит председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации Барнаула Павел Есипенко.

В случае реализации предложенных специалистами «ВЭБ.РФ» стратегий, Барнаул может рассчитывать на финансовую поддержку за счет гранта из федерального и регионального бюджетов, привлеченных средств, включая кредитные средства «ВЭБ.РФ», других финансовых институтов и частных инвесторов.

При этом проект предусматривает два сценария. По базовому сценарию на модернизацию существующей инфраструктуры и подвижного состава МУП ГЭТ Барнаула потребуется 17 млрд руб. Однако есть еще и сценарий развития, который потребует уже около 22 млрд руб. вложений и предусматривает в дополнение к базовому строительство новых участков трамвайных линий.

В настоящее время в администрации Барнаула создана рабочая группа для обсуждения контура проекта, формирования дальнейших действий в формате «дорожной карты».

Всемирно известный эксперт в области урбанистики, президент Института транспорта и развития Нью-Йорка Энрике Пеньялоса, в свое время, будучи мэром колумбийского города Богота, пытался максимально убрать личный транспорт с городских улиц. Тогда он стал врагом номер один для 77% жителей города. Но к концу срока пребывания на посту мэра у него был самый высокий рейтинг. На смену маленьким автобусам мелких перевозчиков пришли скоростные автобусы большой вместимости, которые передвигаются по автобусным линиям, полностью отделенным от основной проезжей части. Созданная им система общественного транспорта позволила сократить трафик на 40% и считается одной из лучших в мире.