В конце декабря 85-летие отметит актриса музыкального театра Валентина Герасимова

Декабрь 16 14:05 2019

Почти полвека посвятила Валентина Герасимова алтайской сцене, где играла исключительно героинь. Таким было пожизненное амплуа Валентины Павловны – актрисы, которая от природы обладает не только незаурядными вокальными данными, но и яркой внешностью. Одним словом, премьерша.

Валентина Герасимова всегда была любимицей барнаульской публики.
Фото из архива Валентины Герасимовой

Именно в главных ролях и запомнили Валентину Герасимову поклонники таких известных оперетт, как «Марица», «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Принцесса цирка», «Цыганская любовь», «Роза ветров» и многих-многих других.

Оперная судьба

Родом Валентина Павловна из Свердловской области, а точнее из небольшого городка Кушва, который, как и Барнаул, был основан Демидовым почти три века назад.

— Сколько себя помню, всегда пела, особенно в детстве любила исполнять «Сулико», – вспоминает актриса. – А потом мы переехали в Свердловск, где я с 14 лет стала заниматься в вокальном кружке при Дворце железнодорожников. Моим педагогом была Лариса Подлесова, в прошлом баронесса (в свое время она даже выступала на сцене Ла Скала), которая первые годы советской власти пережила в Харбине. Буквально сразу Лариса Леоновна выделила меня из числа своих учениц. С ней я настолько поверила в себя, что стала всерьез мечтать о театре. Но мама мои смелые намерения не поддержала. Поэтому с ее подачи я поступила в ремесленное училище, по окончании которого стала портнихой модного платья IV разряда. Два года я проработала в ателье. И однажды случайно узнала о том, что Свердловский театр оперы и балета объявил о наборе в оперную студию. Не поверите, по итогам прослушивания из 100 кандидатов взяли лишь двух человек, в том числе и меня.

Под конец обучения Валентине Герасимовой стали доверять небольшие партии в спектаклях – до главных ролей еще нужно было дорасти. И когда в 1961 году в Свердловск из Бийска приехал директор Алтайского государственного театра музыкальной комедии отбирать артистов, он тут же увидел в Валентине Павловне прирожденную героиню. В итоге будущая актриса, не раздумывая, отправилась вместе с ним на Алтай.

— Это было интересное время, меня сразу ввели на главные роли в шести спектаклях из десяти, имеющихся в репертуаре, – пояснила Валентина Павловна. – Правда, через некоторое время мне пришлось покинуть театр – три года я проработала на сцене закрытого города Свердловск-44 (ныне Новоуральск). Примерно в это время Алтайский краевой театр музкомедии переехал в Барнаул, куда меня снова позвали. Так я вернулась на Алтай.

Сам Данелия руку поцеловал

Валентина Герасимова сразу стала любимицей публики. У нее тут же появились поклонники, которые после спектаклей преподносили цветы, дарили подарки, искали встречи. Кстати, приходили в театр и письма благодарности в адрес актрисы. На одном из конвертов в графе «Кому» однажды кто-то подписал: «Марице», – вероятно, находясь под большим впечатлением от одноименного спектакля. Действительно, по признанию Валентины Павловны, это была одна из самых любимых ее ролей.

— Музыкальные театры от драматических отличаются тем, что на их сцене всегда царит праздник, – рассуждает актриса. – Где еще увидишь столько графинь, баронесс, княгинь, столько роскоши и блеска. И людям это нравится. Правда, мало кто знает, на что только ни идут актрисы ради этой красоты, ведь платья, которые шили костюмеры, до нужного шика приходилось доводить нам самим. Мы их вручную обшивали пайетками, бисером, украшали принесенными из дома блестками и бижутерией. К слову, в жизни я одевалась куда скромнее. Вероятно, поэтому люди на улице меня редко узнавали, а если и узнавали, то не могли скрыть своего разочарования. За пределами театра меха и кринолины я, увы, не носила.

Сегодня с высоты прожитых лет Валентина Герасимова признает, что ее актерская судьба сложилась очень счастливо. Из всех ролей, о которых она когда-либо мечтала, ей удалось сыграть почти все. Разве что не довелось побыть на сцене героиней оперетты «Роз-Мари» – так вышло, что этот спектакль ставили во время ее отъезда.

А гастролировал коллектив театра постоянно. Вместе с труппой Валентине Павловне удалось объездить практически весь Советский Союз, побывать в Польше, Германии. Однажды во время гастролей в Ярославле к интересной актрисе подошла незнакомая женщина и предложила сняться в кино – как позже выяснилось, в комедии Георгия Данелия, успевшего прославиться такими фильмами, как «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Джентльмены удачи». Речь идет о картине «Афоня», где Валентину Герасимову можно наблюдать на экране ровно 15 секунд в роли врача скорой помощи, о котором постоянно упоминает Катенька – героиня Евгении Симоновой. Как вспоминает собеседница, для съемок этого нехитрого эпизода потребовалось несколько дублей. Зато после к ней подошел сам Данелия – поблагодарил и поцеловал руку.

— Я всегда очень любила свою работу, поэтому с радостью принимала самые смелые предложения, а на сцене испытывала невероятный подъем, – говорит актриса. – Своей работой я по-настоящему горела. Вероятно, поэтому мне вплоть до 56 лет доверяли роли молодых героинь.

Потом тоже было много интересных ролей (достаточно вспомнить бабушку Ануш в «Проделках Ханумы», мать Менахема и бабушку Цейтл в «Скрипаче на крыше»). Но, как признается актриса, полвека на сцене прошли как один день. И лишь в 77 лет она поняла, что выходить на сцену в современных постановках ей стало неинтересно. К тому же со сцены стали исчезать привычные опереточные амплуа – герои, простаки, комики, субретки, из-за чего, по мнению Валентины Герасимовой, образы персонажей кажутся размытыми. Да и играть артисты стали по другому – вроде не хуже, но все же не так, как в былые времена.

— Теперь я провожу больше времени с родными людьми, – рассказывает Валентина Павловна. – У меня дочь, внучка, две правнучки. Но музкомедию я не забываю – стараюсь ходить на все премьеры, наведываться и в другие театры Барнаула.

На сцене театра музыкальной комедии Валентина Герасимова сыграла около 100 ролей.