Студенты Барнаула подготовили концертную программу, посвященную 90-летию со дня рождения Василия Шукшина

Декабрь 10 14:53 2019

В концертном зале «Сибирь» студенты и педагоги средних профессиональных образовательных учреждений культуры и искусства края представили зрителям театрализованную концертную программу «…И далеко раздвигался горизонт», посвященную 90-летнему юбилею Василия Шукшина. Она состоялась в рамках ежегодного творческого проекта «Край талантов».

Если студенты-хореографы были только артистами, театралы выступали еще и режиссерами.
Фото Степана Грибенкина

Из зала…

Выбирая манеру рассказа о Василии Макаровиче, постановщики ушли от стандартных разговоров о нем, перечисления заслуг, совсем отказались от ведущих и закулисных голосов. Оставили только его творчество, ожившее в устах, действиях начинающих артистов. Казалось, будто это он сам без посредников говорит с нами.

Поначалу было опасение, что ребятам достался слишком сложный, взрослый материал и они не справятся с ним, чтото недопоймут, недоскажут. И напрасно – чувствовалась уверенность действий, читался и сам Шукшин, и их личный взгляд на него, они по-настоящему проживали то, о чем пытались рассказать на языке искусства.

Это было большое плавное автобиографичное повествование, тонко передающее настроение Шукшина в разные периоды жизни. Так, заунывный, однообразный быт деревни с его народными простыми нарядами и песнями сменился динамичным, ярким, манящим миром города. Грустные запевы – энергичными голосами духовых инструментов, таинственным шуршанием ударно-шумовых.

В этюдах студенты нередко использовали неожиданные подходы. Разыгрывая небольшие моноспектакли (отрывки из рассказов Шукшина «Дядя Ермолай», «Кукушкины слезки» и др.), актеры будто бы обращались к залу – с места им хотелось отвечать и было неловко от того, что молчишь. Привыкнув к этой манере, уже не можешь выключиться из действия – если даже наверняка не знаешь несказанных фраз, додумываешь их сам, подбирая интонацию у себя в голове.

Еще несколько рассказов – «Микроскоп», «Думы», «Сураз», «Одни» – были представлены как мини-сцены в большом свадебном деревенском пире. Жизни отдельных людей, их эмоции и проблемы предстали перед нами крупным планом. В этот момент как нельзя кстати на экране замер кадр из фильма, где Шукшин смотрит в окно из избы. На секунду показалось, будто он наблюдает за всем, что происходит на сцене без него.

К слову, Василий Макарович практически не сходил с экрана – смотрел в глаза со снимков, улыбался с отрывков кинолент, показывал зрителю себя разным: Егором Прокудиным и Петром Лопахиным; думающим, нервным, смешливым и спокойным – настоящим. Это сочетание сделало программу очень теплой, наполненной светлой грустью по ушедшему мастеру.

Фото Степана Грибенкина

… и изнутри

Второкурсница Елизавета Кейвабу хотя и не была на сцене – зона ее ответственности находилась за кулисами – волновалась чуть ли не больше артистов.

— Это мероприятие очень важное и для режиссера, нашего преподавателя Кирилла Позднякова, и для колледжа в целом, поэтому все были на нервах. К нему мы готовились на протяжении нескольких месяцев, каждую неделю проводили полную репетицию со всеми выступлениями и видеоматериалами, – рассказывает девушка. – Я, как администратор, больше всего переживала за перестановки на сцене. У нас молодые люди выносили стулья, микрофоны, каждый из которых был настроен для определенного человека. Было страшно, что во время концерта произойдет какой-то конфуз, но благо все обошлось.

Постановка – дело рук не только режиссера, но и студентов-театралов, которые сами подбирали материал для своих моноспектаклей, придумывали способ его подачи.

— Мы все перечитали заново Василия Шукшина, выбрали рассказ, который больше всех нравился, и героя из него. У меня это был «Стенька Разин», – делится четверокурсник Данил Кочуков. – По сюжету старик рассказывал молодому парню, который вырезает скульптуры, о Степане Разине. Он им сильно дорожил и воспринимал не как героя из учебника истории, а как живого человека, кровно близкого. Как раз это меня и зацепило.

Данил отмечает, что, когда с режиссером прорабатывали материал, отношение к Шукшину менялось, его стали глубже понимать.

— Он писал не просто про деревенские балалайку, свечку, печку – про внутренний мир людей. Василий Макарович любил своих персонажей, даже дурака, лентяя или пьяницу. Чтобы это понять, нужно углубиться в чтение, в душу героям посмотреть, – уверен студент. – Я где-то месяц над этюдом работал. Было сложно внутренне осознать, присвоить материал, но когда это произошло, все стало легко и понятно. Просто нужно было найти точки соприкосновения.

Петру Кобзеву, тоже четверокурснику, запал в душу рассказ «Забуксовал» про «Русь-тройку» из гоголевских «Мертвых душ».

— Вообще, как автор Василий Макарович мне очень близок, – признается Пётр. – Я смотрел все его фильмы, на втором-третьем курсах, когда мы ставили инсценировки, выбирал именно его рассказы, сейчас читаю роман. Он очень правдив и честен. Мне кажется, что Шукшин везде. Как будто все вокруг нас пропиталось им. Особенно это чувствуется в деревне. Это как-то придает сил.

В концертной программе приняли участие представители Алтайского краевого колледжа культуры и искусств, Алтайского государственного музыкального колледжа, филиала АлтГМК в Рубцовске, Новоалтайского государственного художественного училища