Завод «Барнаултрансмаш» наращивает объемы производства и готовится ко Дню Победы

Декабрь 06 15:27 2019

«Барнаултрансмаш» производит продукцию для обеспечения обороноспособности Российской армии и Военно-морского флота. Выпускает моторы и запасные части для бронетехники, армейских тягачей, дизель-генераторные установки для военных кораблей и маломагнитные моторы для минных тральщиков. В 2020 году предприятие планирует увеличение выпуска продукции в рамках гособоронзаказа в полтора раза и создает более 100 новых рабочих мест.

Генеральный директор Андрей Дунюшкин (справа) обсуждает рабочие моменты с бригадиром участка блоков двигателя Иваном Тарадановым.
Фото Андрея Чурилова

Еще десяток лет назад завод «Барнаултрансмаш», как и многие предприятия, в том числе оборонной промышленности, был убыточным. Уменьшились границы страны, изменилась оборонная концепция, необходимость в таком большом количестве бронетанковой техники отпала, в разы сократился оборонзаказ, и предприятие, рассчитанное на выпуск 16 тыс. моторов в год, осталось один на один с огромными производственными площадями, с парком не самого современного станочного оборудования. Например, в 2012 году, выпустив продукции более чем на миллиард рублей, завод в результате получил 140 млн руб. убытков от своей деятельности.

Такой финансовый результат говорит о том, что деятельность предприятия была неэффективной. Именно тогда на заводе началась масштабная реорганизация. В первую очередь руководство предприятия сделало ставку на основное производство: изготовление узлов двигателей, сборку. На новые площадки было перемещено более 200 станков, причем вес некоторых составляет до 75 т. Высвобожденные площади были законсервированы, чтобы сократить затраты на их содержание. Налажена логистика, сжаты и сокращены производственные потоки, чтобы узлы и агрегаты двигателей в процессе технологического цикла по кратчайшему пути попадали на сборку. Развивали элементы производственной системы (современный аналог НОТ – научная организация труда). Параллельно с производством создавали условия для коллективов, как на рабочих местах, так и бытовые. Капитально ремонтировали гардеробные, душевые, столовые.

Результат не заставил себя ждать. Уже в 2015 году получено 200 млн руб. прибыли. В 2019 году ожидается получить прибыли более 300 млн руб.

Проверенным курсом

В 2018 году предприятие возглавил выходец с Ярославского моторного завода Андрей Дунюшкин, и «Трансмаш» продолжает начатую его предшественником работу по повышению эффективности и дальнейшему совершенствованию производства. Тем более что с 2018 года наблюдается явный рост спроса на продукцию предприятия. Ежегодно увеличиваются объемы, и если в этом году завод произвел и реализовал двигателей и запасных частей на 2 млрд руб., то на следующий год объемы реализации составят уже 3 млрд руб.

Андрей Николаевич, затраты все время растут: комплектующие, материалы, электроэнергия и прочее. Как удается в таких условиях ожидать весьма существенную прибыль?

Рост цен мы компенсируем за счет выполнения программы снижения затрат. Она на заводе работает уже давно. И если целевой показатель по ней в этом году составлял 111 млн руб., фактически экономия ожидается порядка 130 млн руб. Выполнили больше мероприятий по снижению наших расходов. Например, сократили затраты на ремонт оборудования. Налажено регулярное сервисное обслуживание станков с периодическим контролем. Если раньше запчасти покупали, то сейчас по возможности восстанавливаем, модернизируем и используем вновь. Другой пример, – штоки на молотах в кузнечном производстве. При поломке они шли в металлолом. Сейчас мы из них делаем другие детали, те же шестерни, и запускаем снова в производство.

Кадры решают все

Вы сказали о полуторном увеличении объемов. Заводские мощности и численность коллектива позволяют выполнить такой серьезный заказ государства?

Мощности позволяют. Что касается численности, то здесь предстоит большая работа, и это для нас серьезная задача. В крае, где в свое время работало два флагмана машиностроения – «Барнаултрансмаш» и Алтайский моторный завод, – сегодня дефицит квалифицированных специалистов. Тем не менее с января следующего года начинаем набор более 100 человек. Нужны ремонтники, станочники. Желательно квалифицированные, но примем даже с начальным профобразованием, мы готовы таких специалистов обучать. В позапрошлом году завод получил лицензию на право обучения, есть компьютерный класс. В настоящее время готовим своих специалистов.

Не получится так, что пригласите людей, возможно, кто-то из них оставит свое сегодняшнее место работы, а потом заказы сократятся, и вы попросите этих людей за проходную?

Категорично нет. Предприятие участвует в программе перевооружения Российской армии, рассчитанной до 2025 года, и мы гарантированно обеспечены заказами на годы вперед. Кроме того, «Барнаултрансмаш» включен в федеральную программу ускоренного социально-экономического развития, которая будет работать в Алтайском крае. Пока не выработан механизм ее действия, но мы будем в ней участвовать. Сегодня мы достаточно конкурентоспособны на рынке труда. О бытовых и производственных условиях, которые постоянно улучшаются, уже было сказано. Средняя заработная плата на предприятии составляет 38 тыс. руб. Это практически самая высокая заработная плата среди оборонных предприятий края. В заводских столовых дотируется 105 руб. за каждый обед рабочего.

Андрей Николаевич, скоро юбилейная дата – 75 лет Великой Победы. Министерство обороны анонсирует, что на параде по главной площади страны впервые пройдет 20 новейших образцов военной техники. Несколько лет назад так был показан миру бронетранспортер «Ракушка», в котором установлен трансмашевский мотор. На предстоящем параде будут новинки, двигатели которых сделаны руками барнаульцев?

Этого я вам сказать не могу, но отмечу, что на нашей площадке уже находятся моторы военной техники, которая уже принимала и снова примет участие в параде Победы. Мы их полностью ревизуем, при необходимости сделаем ремонт и затем отправим в места дислокации боевых машин для установки. А если говорить в целом, то традиционно на параде 9 Мая в составе механизированных колонн проходит не менее 30 процентов техники с нашими двигателями. Думаю, что и юбилейный год не станет исключением.