В Барнауле завершился региональный этап чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia

Декабрь 06 15:45 2019

Со 2 по 6 декабря в Алтайском крае состоялся региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Большинство площадок чемпионата проходило в Барнауле.

Для юниоров участие в чемпионате WorldSkills — первый шаг в выбранную профессию.
Фото Данила Боброва

В этом году в профессиональных соревнованиях более 360 участников. Их количество увеличивается в том числе за счет расширения числа компетенций, то есть специальностей, навыки в которых демонстрируют студенты ссузов и школьники-«юниоры». Всего в этот раз 36 компетенций: 29 из них организованы для студентов профессиональных образовательных организаций, еще 19 – для школьников от 12 до 16 лет.

Новшеством стала категория «Навыки мудрых». Для участников 50+ пока выделили четыре направления: предпринимательство, дошкольное воспитание, преподавание в младших классах и парикмахерское искусство.

С поправкой на статиста

Задания из года в год закономерно усложняются: по стандартам WorldSkills, те модули, которые используются на национальном чемпионате, в следующий год уходят на региональный этап. Таким образом, сегодняшние участники выполняют ровно те задания, что и победители алтайского WorldSkills прошлого года на всероссийском этапе в Казани.

Над каждым рабочим местом располагается камера, видео транслируется онлайн, поэтому любой желающий может посмотреть, как идут соревнования.

— Мы следим за выступлением нашего студента в Бийске на соревнованиях по сварке, – делится Александр Трибунский, заведующий учебно-производственным сектором Алтайского транспортного техникума. – И за площадкой по социальному уходу я наблюдал онлайн, очень интересно.

Еще бы, ребята на компетенции «Медицинский и социальный уход» работают, как на сцене театра. Аудитории для них специально оформлены, исходя из «легенды» задания. В зоне домашнего ухода постелен коврик, стоят кресла, журнальный столик, пациентку с сахарным диабетом играет девушка-волонтер. В стационаре лежит другой волонтер – по легенде, у него сломана нога, ему нужно сменить повязку (под которой, кстати, даже нарисованы следы раны) и научить его пользоваться костылями. От реальной рабочей обстановки все это отличается стоящими у стен наблюдателями с блокнотами и еще тем, что участники должны комментировать каждое свое действие, чтобы судьи ничего не упустили.

— Некоторые волонтеры очень красиво играют. Понятно, что они тоже волнуются, поэтому могут путаться в ответах, – говорит Ян Игнатенко, четверокурсник Рубцовского медицинского колледжа. – Или если статисту не выдали ответ на тот вопрос, который ты задал, то он в ступоре, не знает, что сказать, это и тебя самого сбивает. В реальной жизни такой ситуации возникнуть не может.

— Все равно это больше похоже на реальную ситуацию, чем с манекеном-симулятором, – добавляет Соня Шарманкина, девятиклассница барнаульской гимназии № 80. – Ты устанавливаешь зрительный контакт, общаешься, что-то уточняешь. Живой человек может растеряться, и нам придется делать вдвое больше работы из-за этого. А манекен не умеет ошибаться, его нечему учить.

Фото Данила Боброва

В равных условиях

У юниоров есть несколько уникальных компетенций – среди них мобильная робототехника, эксплуатация беспилотных авиационных систем. Но в основном они повторяют «студенческие» специальности. И задания очень похожи. Поэтому без прицельной подготовки к чемпионату не обойтись, помогает то, что список заданий известен заранее и находится в открытом доступе.

— Нас на уроках ОБЖ учили, что делать при переломе руки, ноги, как делать искусственное дыхание, доставать человека из воды, если он тонет. А еще мы ходили на занятия в медтехникум, – сообщает девятиклассница Оля Желткова из Степноозёрской школы № 3 Благовещенского района, показывающая свои навыки в медицинском и социальном уходе.

Студент Ян Игнатенко тоже не ограничился парами в колледже:

— Были задания, к которым я специально готовился, потому что сестринское дело я проходил на первом курсе, за три года специализация немного поменялась – мы сосредоточились на диагностике и лечении, – и, конечно, кое-что забылось. Плюс за три года в сестринское дело было введено много новшеств, пришлось даже знакомиться с некоторыми предметами, о которых не знал раньше.

Так как разделение идет по возрасту, то в юниорскую номинацию могут попасть и студенты, которым еще не исполнилось 17 лет. Казалось бы, конкурировать со школьниками нечестно. Сергей Шумарин, заместитель главного эксперта компетенции «Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта», объясняет:

— Я преподаю в Павловском аграрном техникуме, мы принимаем студентов на базе девяти классов, и на первом курсе они проходят программу, соответствующую 10-11 классам школы. Профессиональных дисциплин у них пока нет. Так что со школьниками они в равных условиях. В нашем техникуме только один студент подходил по возрасту, и так вышло, что он с детства интересовался техникой, помогал папе разбирать-собирать мотоцикл, ремонтировать автомобиль. Ну и два месяца к чемпионату готовился.

Соревнования прошли на 21 площадке в городах Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби и селе Павловск.