Как уберечься от необдуманных покупок в сезон распродаж

Декабрь 03 14:33 2019

Каждый год в последнюю пятницу ноября стартует сезон предновогодних распродаж. Магазины, банки, интернет-сайты и даже автосалоны анонсируют скидки до 50-90% . По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за время «черной пятницы» в 2018 году оборот интернет-магазинов увеличился в три раза по сравнению со среднестатистическими выходными и достиг 17 млрд руб. Но все ли акции так выгодны, как нам обещают?

Коллаж Александра Ермоловича

Предупрежден и вооружен

— В прошлом году я себе присмотрела шубу за 309 тыс. руб., – рассказывает Лилия Сомова, жительница Барнаула и большой любитель шопинга. – Все вокруг как раз пребывали в ажиотаже, что скоро «черная пятница». И я решила подождать немного, чтобы взять шубу по акции. Мы приехали с мужем в день разрекламированной распродажи в магазин. Выбранная шуба действительно продавалась дешевле: уже не 309, а 290 тыс. руб.! То есть 19 тыс. выгоды, а на ценнике было написано «скидка 40%». Я люблю этот магазин, там правда качественные товары. Но скидка была не такая огромная, как заявлено. Еще замечала, что в магазинах косметики за месяц до «черной пятницы» задирают цены, потом в день акции распродают товар по прежней стоимости с красивыми ценниками.

Повышение спроса в дни распродаж обеспечивают известные в мире маркетинга и финансов приемы. Кандидат экономических наук Алла Книга советует помнить, как они работают. Ведь предупрежден — значит, вооружен.

— Всегда считалось, что, совершая покупки, человек руководствуется рациональными соображениями, – говорит Алла Стефановна. – Сейчас финансисты в этом уже не так уверены. Можно назвать несколько типичных ситуаций, которые провоцируют нас на совершение необдуманных, импульсивных покупок.

По словам эксперта, манипуляция совершается с помощью специальных психологических эффектов. В первую очередь магазины активно используют эффект фрейминга (обрамления). Распродажи всегда ярко оформлены. Огромные баннеры, активная реклама. Слова «скидка» или «распродажа» уже привлекают внимание покупателя и мотивируют к покупке. Эффект якоря используется при манипуляции со скидками: зачеркнутая высокая цена создает иллюзию, что мы совершаем очень выгодную покупку. Эффект владения также широко используется в маркетинге. Покупателей приглашают на дегустации и демонстрации, дают возможность бесплатно или по льготной цене попользоваться тарифом, программой. Психологический феномен заключается в том, что люди больше ценят те вещи, которыми уже владеют, а не те, которые только собираются купить. И упускают более интересные варианты.

В успехе предновогодних распродаж может сыграть свою роль и эффект подтверждения: люди склонны верить той информации, которая соответствует их убеждениям, независимо от их истинности. Иначе говоря, если шопоголик верит, что конец года – сезон нереальных скидок, то с готовностью откликнется на акцию «три по цене двух».

Только холодный расчет

В преддверии «черных дней» календаря Роспотребнадзор выпустил для покупателей специальную памятку, как уберечься от импульсивных покупок, и напомнил о правовых аспектах защиты прав потребителей, участвующих в акциях распродаж в Интернете.

Эксперты Роспотребнадзора рекомендуют проверять цену на товар со скидкой у других продавцов, например, помониторив сайты конкурентов. Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Нелишним будет запросить у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя.

Очень важно уточнить стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.

Также Роспотребнадзор предупреждает, что в период интернет-распродаж активизируются фишинговые сайты, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.

Ведомство также напоминает, что продавец обязан передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Если продавец тянет с доставкой, покупатель может выставить неустойку за каждый день просрочки в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара.

И тем не менее распродажи могут быть выгодны и магазинам, и покупателям, уверена Алла Книга. Главное – воспользоваться ими с умом: заранее следить за ценами, составлять списки нужных покупок и контролировать расходы, в том числе с помощью специальных приложений. Или друзей.

— Можно еще установить себе лимит времени и денег, которые вы готовы потратить в магазине. Например, даем себе пять тысяч на два часа. Что-то не укладывается в лимиты? Оставляем и уходим. Значит, не судьба, – подытоживает эксперт.

От товара, купленного в интернет-магазине, потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара — в течение семи дней (если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства). Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.