В Барнауле детей с ментальными нарушениями учат навыкам самостоятельной жизни

Ноябрь 29 15:35 2019

В Барнауле реализован первый в Алтайском крае проект сопровождаемого проживания детей с ментальными нарушениями.

Олеся Балнас (крайняя справа) многому научилась в проекте и теперь охотно помогает в социализации своих новых друзей.
Фото Романа Москальца

Проект «В нашем доме, как дома» воплотили сотрудники Комплексного центра социального обслуживания населения города Барнаула. Он получил финансирование от федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в размере 1,5 млн руб. На эти средства были обучены социальные работники, отремонтирована и обставлена двухкомнатная квартира на ул. Солнечная Поляна, 13.

Повторенье – мать ученья

— Идею проекта подсказали родители детей-инвалидов детства. Для них очень важно, чтобы ребенок мог жить самостоятельно, пусть и под присмотром социальных работников, а не попал в дом-интернат, когда они состарятся или не смогут за ними ухаживать по состоянию здоровья, – рассказала директор центра Ольга Степанова. – Детей нужно было научить готовить еду и разогреть ее, сходить в магазин, постирать и погладить, убрать в квартире. Самым сложным оказался счет денег и покупки в магазине. Я даже по себе сужу: на учебе за границей протягивала продавцу ладошку с мелочью, чтобы он взял, сколько нужно, потому как на монетках ничего не написано. Так делают и наши подопечные, кто-то разобрался и даже знает, сколько нужно получить сдачи, а кто-то до сих пор ходит в магазин с банковской картой родителей.

С августа 2018 года в квартире на ул. Солнечная Поляна побывало более 15 школьников 13-17 лет с ментальными нарушениями разной степени сложности. Группы набирают таким образом, чтобы вместе с детками, которые легко проходят социализацию, учились и более сложные, в том числе неговорящие.

— После занятий ребят встречает администратор, которая напоит чаем, поможет сделать уроки, если нужно, – продолжает Ольга Владимировна. – С ними занимается психолог и несколько социальных работников. Параллельно идет большая работа с родителями. Есть три причины, почему детям, живущим в семьях, требуются услуги соцработников. Родители их жалеют, не хотят ждать, пока ребенок справится сам, или попросту не верят, что у ребенка что-то получится. У ментальщиков есть особенность – если навык не подкреплять постоянно, он теряется достаточно быстро. И мы очень рады, что уже после первого трехмесячного заезда из числа тех, кто успешно прошел социально-бытовую реабилитацию, появился тьютор для второго заезда.

В помещении на ул. Солнечная Поляна, 13, объединены две квартиры в одну с отдельным входом. Здесь есть большая бытовая комната, две спальни для мальчиков и девочек, хотя дети и не ночуют, комната для персонала, гостиная, кухня, необходимая мебель и посуда. Школьники приходят после занятий и до вечера занимаются с педагогами и соцработниками. Кого-то потом забирают, ктото научился добираться до дома сам. Проект стал большой помощью и для родителей, которые ежедневно, кроме выходных, получили свободное время. А ребята, прошедшие обучение, просятся в свой второй дом снова, поскольку обзавелись друзьями и научились многим полезным вещам.

Ольга Степанова: «Наш проект стал первым в Алтайском крае, в котором были внедрены не отдельные элементы социального сопровождения, а его полная технология. С 2020 года Алтайский край вступает в пилотный проект по системе долговременного ухода, которая подразумевает посещение человека с инвалидностью на дому столько раз, сколько ему нужно. Барнаул пока в этот проект не вошел, но мы уже обучаем своих сотрудников, чтобы быть готовыми к его реализации».

Тьютор Олеся

На мастер-классе накануне Дня матери ребята делали аппликацию для мам. Оторвать их от увлекательного занятия получилось не сразу, но зато с каким удовольствием выпускница первого заезда Олеся Балнас рассказала о том, чему научилась здесь за три месяца. К слову, зная, что у нее будут брать интервью, школьница упросила бабушку сводить ее в парикмахерскую, где ей сделали очень сложную прическу из кос.

— Теперь я знаю, что такое бюджетные покупки, – рассказала 14-летняя школьница. – Да-да, я понимаю, что значат такие сложные слова, поэтому бабушка без опаски меня отправляет в магазин: я не куплю что попало. Варить борщ оказалось делом увлекательным, но долгим, зато соблюдаю всю технологию. Очень понравилось, что ко мне прислушиваются ребята, когда поправляю их, подсказываю, оказывается, это так здорово – помогать другим. А еще мне очень понравились наши прогулки в парке, походы в кинотеатр, я веду себя правильно при любом скоплении народа и в любом месте.

Бабушка Олеси Вера Самарина опекает внучку с самого рождения. Олеся родилась недоношенной, и врачи спасли девочку буквально чудом.

— Очень ласковый ребенок, может обнимать меня с утра до вечера, не стесняясь в проявлении чувств, – с улыбкой говорит Вера Михайловна. – Хотя вспыльчивость приходится корректировать, да и сопутствующих заболеваний у нее много. Больше всего меня беспокоит то, что внучка ведомая по характеру, а я не всегда могу проследить, с кем она общается. В проекте Олеся научилась многому, в том числе отстаивать свою точку зрения. И, что особенно приятно, думает о будущем, собирается учиться на швею, как мама. Мы живем в Научном Городке, внучка сама ездит в школу, ходит на занятия и добирается обратно. А теперь еще стала мне помогать готовить, за продуктами ходит самостоятельно, больше ответственности появилось в отношении кота и собаки. Мне кажется, она за три месяца действительно повзрослела, и я стала доверять ей самые сложные вещи по хозяйству.