Декрет как стартап: как мамы в декрете создают бизнес и масштабируют его

Ноябрь 25 09:39 2019

Материнство меняет женщину и мир вокруг нее. Одни всецело погружаются в ребенка, надолго забывая о работе, другие, вдохновившись материнством, начинают искать новую себя – активную, прогрессивную, успешную и открывают собственный бизнес.

За время существования школа будущих мам обучила более полусотни женщин.
Фото из архива Юлии Жуйковой

Юлия Жуйкова и Яника Тютенёва как раз из тех молодых мам, которым было тесно в рамках декретного отпуска, и они решили объединить вокруг себя женщин с детьми. Сначала в соцсетях появилось сообщество InstaМам, которое довольно быстро переросло в одно из самых масштабных проектов в России, объединяющих более десяти тысяч мам Барнаула. Юлия и Яника не ограничились созданием онлайн-площадки для общения мам, они организовывали реальные встречи, где было бы интересно взрослым и детям. Постепенно подобные праздники стали регулярными, и аудитория расширилась до женщин, находящихся в ожидании материнства. На первый праздник собралось с полсотни будущих мам, развлекательную программу организаторы дополнили информативной частью: пригласили на встречу специалистов в области родовспоможения и детства. Через несколько дней участницы стали просить записать их на курсы для беременных. И очень удивлялись, что никаких курсов нет.

— На тот момент о коммерческой составляющей наших проектов мы и не помышляли, – рассказывает Юлия. – Я по профессии экономист, Яника – маркетолог, обе до декрета работали в найме. Занимались больше общественной работой, чтобы у нас и других мам в декретном отпуске была возможность для общения, знакомств. Но раз уж появился спрос, нельзя было на него не ответить предложением. Так появился наш первый бизнес-проект – школа будущих мам «Мама рядом».

Для ожидающих чуда

Нельзя сказать, что подобная школа была неким совершенно новым явлением для Барнаула. Курсы для беременных появились в краевой столице лет 15-20 назад. Но, как объясняют Юля и Яника, они были, скорее, дополнением к школам раннего развития. Плюс подготовка будущих мам всегда велась на базе женских консультаций на бесплатной основе. Предпринимательницы предложили нечто новое – они первыми открыли пространство для беременных женщин, где была возможность найти ответы на все вопросы, касающиеся будущего материнства, и обсудить общие проблемы.

— Первую группу набрали за пару дней, арендовали помещение на время занятий, – рассказывает Юлия. – На первоначальном этапе бизнес практически не требовал вложений, довольно быстро начал приносить доход. Когда нам пришлось искать собственное помещение, были еще опасения – ведь придется вкладывать другие деньги. Но и они скоро себя оправдали. Наша идея создания специализированного пространства для будущих мам оказалась востребованной. В основном приходили те, кто ждал первого ребенка, для них ожидание чуда – нечто неизведанное, им страшно, много вопросов, требующих ответов. Мы и сегодня без проблем ежемесячно набираем группу.

Школа будущих мам помогает не только с выбором роддома и консультациями в области родовспоможения и грудного вскармливания, но и какие купить пеленки, подгузники, что делать с малышом в первые месяцы жизни. Информация исходит не от создательниц школы, а, что называется, из первых уст – акушера-гинеколога, консультанта по грудному вскармливанию, педиатра, неонатолога, семейного психолога, юриста, который рассказывает о правах беременных и полагающихся им выплатах, и даже инструктора по сопровождению в родах. Есть курс партнерских родов, но за три года существования школы им воспользовались лишь шесть пар.

— Наша задача – морально и физически подготовить женщин к родам, – поясняет Яника. – Причем настрой именно на естественные роды. Мы не идем вразрез с медициной, но и действуем в интересах будущих мамочек. Прислушиваемся и к пожеланиям будущих мам. Если изначально теме роддомов было посвящено одно занятие, то по просьбам слушательниц увеличили их до трех. Были отклики и с совершенно неожиданных сторон: к примеру, обращались сотрудники ГИБДД с просьбой напомнить будущим родителям, что забирать ребенка из роддома на машине необходимо обязательно с использованием специального удерживающего устройства.

Масштабироваться

После рождения крохи многие выпускницы перекочевывают в клуб молодых мам, где учатся массажу, гимнастике и другим премудростям. А потом наиболее активные слушатели школы будущих мам тоже решают уйти в предприниматели. Одна из таких активисток открыла в том же здании фитнес для беременных. Так один бизнес родил другой.

Многие решаются составить конкуренцию Янике и Юле, по наблюдениям предпринимательниц, каждая пятая выпускница школы мам пытается открыть собственные курсы для беременных. Но, как показывает практика, большинство через пару месяцев закрываются.

— Со стороны школа для будущих мам кажется простым, милым девчачьим бизнесом, – говорит Юлия Жуйкова. – Но в нем тоже много подводных камней и трудностей, к которым не всегда готов. Во-первых, дорогостоящая аренда. Во-вторых, подбор специалистов. Не буду делать тайны, некоторые наши слушательницы приходят именно на специалиста, и однажды таковой может заболеть, переехать в другой город. Сейчас механизм отлажен, работаем спокойно, и то могут возникнуть экстренные проблемы.

Бизнес-проект Юлии Жуйковой и Яники Тютенёвой оказался настолько жизнестойким, что по истечении трех лет предпринимательницы решили масштабировать его и открыть филиал в центральной части города. Параллельно готовятся к открытию студии красоты. Они обратились за консультацией в центр «Мой бизнес». В процессе деятельности специалисты центра уже помогли Юлии и Янике в выстраивании правильной финансовой стратегии, с выбором системы налогообложения. На этот раз они решили принять участие в конкурсе на аренду офиса Алтайского фонда МСП на льготных условиях, где они собираются открыть второй филиал школы.

Но на первом месте для них, разумеется, семья и дети, появление которых вывело женщин на новый уровень. У Юлии пока один сынок, у Яники двое детей, и бизнес хоть и отнимает силы и время, но не отнимает энергии. Главное, грамотно построить дело.

Резидентом центра бизнес-инкубирования может стать начинающий предприниматель, срок деятельности которого не превышает трех лет. Для этого необходимо отразить перспективы развития в бизнес-плане и принять участие в конкурсном отборе.