Жительница Барнаула доказала в суде свое право не оплачивать просроченную задолженность за электроэнергию

Ноябрь 22 15:01 2019

Начисление платы за услуги ЖКХ – тема насколько загадочная для большинства потребителей, настолько же и острая. Распознать завышение коммунальных счетов, глядя в квитанцию, удается не всегда, а потом не хватает юридической подкованности, чтобы самостоятельно оспорить «лишнюю» плату.

Фото из сети Интернет

Как показывает практика, около 65% всех обращений горожан в надзорные органы по проблемам ЖКХ связано исключительно с предъявлением завышенных счетов жителям многоэтажек и собственникам частных домов.

Кто прав?

Недавно суд второй инстанции поставил точку в разбирательстве между Барнаульской горэлектросетью и собственницей частного дома Ириной Мининой, которая, по версии ресурсоснабжающей организации, не оплачивала счета в течение двух лет и задолжала почти 11 тыс. руб.

— С меня пытались взыскать необоснованное начисление за период с октября 2016 года по октябрь 2018 года. Почему необоснованное? Потому что в доме есть счетчик, который опломбирован, технически исправен – и его показания с данными Горэлектросети разнились. Я думала, что эти счета – какая-то ошибка, надеялась на перерасчет. Мне, честно, тогда было не до разборок – я похоронила родителей и ухаживала за немощной тетей, – вспоминает Ирина Сергеевна. – В 2017 году на мое имя был издан судебный приказ о взыскании долга, который я сумела отменить. Однако в мае 2019 года меня вызвали в суд в качестве ответчика. Я прикинула, что одна тягаться не смогу, и пришла за помощью в приемную «ЖКХ Контроля».

Юристы общественной организации, работающей при краевом Центре жилищного просвещения, сразу подключились к этому делу, но в суде первой инстанции его проиграли. И лишь подав апелляцию в Октябрьский районный суд, который принял доводы стороны ответчика, удалось добиться отказа в удовлетворении требований БГЭС. Впрочем, Горэлектросеть в официальном ответе на редакционный запрос пояснила, что с решением суда второй инстанции не согласна и подаст кассационную жалобу в установленный законом шестимесячный срок. А значит, об окончательном завершении судебных тяжб энергоснабжающей компании с Ириной Мининой говорить еще рано.

Храни документы

Эксперты отмечают, что ресурсовики иногда нечистоплотно ведут себя в вопросах начисления платы за потребленные услуги, и в Барнауле есть несколько громких случаев.

— В народе это разбирательство называется «дело ТСЖ «Сокол». Горэлектросеть попыталась повторно взыскать с товарищества уже полученные денежные средства и вела себя настолько недобросовестно, что даже суды отказали в удовлетворении иска, расценив как злоупотребление правом. Есть примеры, когда энергетики, пользуясь прорехами законодательства, выставляли необоснованно высокие счета – особенно много таких инцидентов произошло с владельцами нежилых помещений в 2017 году, когда федеральный законодатель обязал их заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов, – рассказывает Дмитрий Косов, президент ассоциации жилищного самоуправления.

По словам юристов «ЖКХ Контроля», именно несогласие жителей с выставленным начислением является основной причиной массовых обращений.

— Каждый месяц в общественную приемную «ЖКХ Контроля» при Центре жилищного просвещения Алтайского края поступает более 250 обращений от горожан, из них около десятка дел нуждается в юридическом сопровождении в суде. Чаще всего граждане просят найти управу на обслуживающую компанию, помочь с оформлением льгот и субсидий, разобраться с тарифами на услуги ЖКХ и содержание жилья. Благодаря грамотным консультациям большинство проблем удается быстро решить, – рассказывает юрист «ЖКХ Контроль» Александр Харламов. – ЖКХ – сфера многогранная и очень сложная. Даже у специалистов в этой области возникают трудности при ведении судебных дел и досудебных разбирательств, что уж говорить о рядовых гражданах, которые не обладают должным уровнем правовой грамотности.

Несмотря на все сложности и обилие подводных камней, в интересах самого собственника контролировать правильность расчетов за коммуналку. Проверить корректность начислений за услуги, которые рассчитываются исходя из площади жилого помещения, несложно – достаточно умножить тариф на площадь квартиры. Оценить адекватность начислений за коммунальные услуги гораздо сложнее. Нужно идти в Единый расчетный центр (система «Город») – они могут дать помесячную распечатку об оплатах за последние три года. И обязательно нужно запросить выписку из лицевого счета у ресурсоснабжающей компании за весь период работы счетчика, начиная с момента его установки. Она дает возможность сопоставить показания и начисления, а также сравнить предъявляемую задолженность с оплаченными счетами.

8-800-100-4320 – телефон бесплатной горячей линии «ЖКХ Контроль». Очные консультации общественной приемной «ЖКХ Контроль» ведутся на цокольном этаже пр. Ленина, 8.