Творчество Александра Новосёлова, родившегося 135 лет назад, занимает особое место на литературной карте Алтайского края

Ноябрь 22 15:03 2019

Нельзя сказать, что имя этого дореволюционного сибирского писателя предано полному забвению – его произведения, если сильно постараться, можно даже отыскать на бескрайних просторах Интернета. И все же творчество Александра Новосёлова сегодня знакомо лишь узкому кругу читателей.

Сведения о жизни староверов Алтая, собранные Александром Новосёловым, и сегодня представляют интерес для историков и этнографов.
Фото из сети Интернет

Знакомство

Сборник «Беловодье» попал мне в руки в 1960-е. Мне было лет десять, признаться, не все в книге было понятно и интересно, но что-то зацепило. Вечером, когда вся семья собралась за столом, я сообщила, что герой одного из рассказов похож на нашего соседа деда Тёму – Макара Кондратьевича Темникова. Он носил окладистую бороду, очки с толстой оправой, знал множество прибауток и умел цветисто рассказывать разные истории. «Старовер? – удивленно проговорил отец. – Вроде не похож…» А вот бабушка с ним не согласилась, припомнив, что сосед пьет чай только из своей кружки… Были какие-то еще аргументы, но тогда я запомнила только этот. Еще долго потом я расспрашивала бабушку о загадочных людях, которые уходили подальше в тайгу, в горы.

Вторая встреча с «Беловодьем» случилась лет 40 спустя в больничном холле, где стоял шкаф с принесенными кем-то из домашней библиотеки книгами. То самое издание – Барнаульское книжное издательство, 1957 год. На этот раз я уже обратила внимание на автора – Александр Новосёлов. Почувствовала его колоритный язык, где одно прилагательное могло придать удивительный рельеф характеру героя или передать состояние природы. А диалоги! Пара штрихов, и ты уже чувствуешь героя – не нужны никакие комментарии автора. Читая об алтайских горах, словно сам ступаешь по тропам, ощущаешь живое дыхание тайги, наслаждаешься журчанием ручья или грохотом водопадов…

Этнограф

Александр Новосёлов был известен современникам как талантливый прозаик и публицист, писавший с подлинно художественной силой о Сибири, показывая читателю новый и во многом незнакомый мир.

Барнаульские читатели открыли для себя Александра Новосёлова в начале прошлого века, когда его повести и рассказы появились на страницах газеты «Жизнь Алтая», выходившей в Барнауле. Сотрудничал писатель и с другими сибирскими журналами, а ряд его повестей, в том числе и «Беловодье», были опубликованы в «Летописи», которую редактировал Максим Горький. Позже, уже после смерти автора, его повести вышли в барнаульском журнале «Сибирский рассвет».

Легендарную страну люди пытались найти на протяжении столетий. В XVIII-XIX веках Беловодье обрело у староверов реальный образ – долины рек Бухтарма и Катунь, где находили пристанище беглецы от барского гнета и непосильных повинностей. Эти люди Александру Ефремовичу, выросшему в предгорьях Большого Алтая и исходившему его вдоль и поперек, были хорошо знакомы и понятны. И пусть ему самому так и не удалось увидеть призрачную страну (да и вряд ли писатель к этому стремился), но вот описать вольнолюбивых трудяг – староверов Алтая, создать изумительные пейзажи он смог с незаурядным мастерством. И сегодня произведения Новосёлова «Исишкина мечта», «Беловодье», «Мирская», «Лицо моей родины», «У старообрядцев Алтая» и другие не утратили свою художественную и познавательную ценность.

Честно говоря, читая «Беловодье», я была уверена, что автор – старец, похожий в чем-то на моего соседа деда Тёму. И была потрясена, узнав, что Новосёлову жизнь отпустила на все про все неполных 34 года.

Не казацкое это дело

Он родился 5 ноября 1884 года в станице Железинской близ Павлодара в семье небогатого казака Ефрема Невесова (позже Александр взял псевдоним – Новосёлов). Жажда знаний привела в Омский кадетский корпус. Но ратные дела его не интересовали, поэтому учебу в корпусе бросил. Окончил экстерном семинарию, учительствовал. Все каникулы проводил в экспедициях по Алтаю, наблюдения и фольклорные записи послужили материалом для будущих произведений, этнографических очерков.

Писать рассказы и стихи он начал в раннем возрасте. К сожалению, поэтические произведения до нас не дошли. «То были, – вспоминала впоследствии жена писателя Галина Новосёлова, – стихотворения о жизненной борьбе, о море пошлости, грозящем захлестнуть каждого, о темной ночи, окружающей душу… Они никогда не увидели свет, потому что автор, показавши их самым близким друзьям, уничтожал».

К счастью, у рассказов и повестей иная судьба. На талантливого молодого писателя обратил внимание Максим Горький, радовавшийся, что яркий голос беллетриста прозвучал из глубин России – из Сибири. В критике Новосёлова даже называли сибирским Толстым.

Все оставшиеся для творчества семь лет Александр Ефремович совмещал с основной работой воспитателя в пансионате, но при этом свое весомое слово сказать сумел.

В вихре революции

Писатель и ученый-этнограф, действительный член Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, был полон творческих планов и замыслов, когда в стране началась революция, которая увлекла и погубила молодого литератора.

В июне 1917 года Новосёлов вступил в партию эсеров, в декабре стал министром Сибирской областной думы, годом спустя – комиссаром Временного правительства по Акмолинской области и Степному краю, членом центрального Сибирского оргкомитета… Жизнь его трагически оборвалась в 1918 году: арестованный белогвардейцами, Новосёлов был убит в омской загородной роще якобы при попытке к бегству…

…В Барнауле при жизни писателя вышло два сборника, в которые вошли рассказы и повесть «Беловодье». Читая их, думаешь: возможно, если бы люди «прислушались» к Новосёлову и его героям, сегодня меньше было бы проблем с экологией. Да и не только с ней.

Внепартийная газета «Жизнь Алтая» издавалась в дооктябрьский период на средства барнаульского купца и депутата Госдумы Василия Вершинина, исповедовала идеи областничества, кроме богатой хроники имела хорошо поставленный литературно-художественный отдел, заведовал которым Георгий Гребенщиков. Журнал «Сибирский рассвет» издавался в Барнауле с января 1919 года и ставил цель популяризировать литературу, науку, искусство, народное просвещение.