В Барнауле проходит театральный фестиваль для студенческих коллективов

Ноябрь 14 14:06 2019

С 12 по 17 ноября на базе Алтайского госуниверситета проходит IV межрегиональный театральный фестиваль-конкурс «Облепиха». Корреспондент «ВБ» побывала за кулисами фестиваля.

Репетирует Малый политехнический театр.
Фото Светланы Ермошиной

«Подсветите центр!»

Весь первый день фестиваля отведен под репетиции участников. Репетиции по требованию, то есть являться на них необязательно, но многие все-таки хотят опробовать агушную сцену, приспособиться к непривычному свету и звуку. Время репетиций подбирают так, чтобы один коллектив мог отработать все свои номера друг за другом, только затем уступая место на сцене другим.

Самое важное – скооперироваться со световиком и звукооператором. Поэтому сцены спектаклей то и дело прерываются выкриками вроде: «Когда мы уползем в кулису, выключи музыку», «А можно подсветить только центр?».

На репетиции больших форм каждому коллективу-участнику дается по часу, малых форм – не более 30 минут. Ребята признаются: не всегда этого достаточно, хотелось бы пройти весь материал в этом зале хотя бы на два раза. Но организаторы не могут выделить на прогоны столько времени, ведь конкурсантов в этом году больше полутора сотен.

— В номинации «Видеотворчество» у нас 29 участников, «Эстрадное творчество» – 16 участников, – перечисляет организатор «Облепихи», руководитель театральной мастерской Homo Artisticus Кирилл Скобелин. – В «Театральном творчестве» заявлено 30 номеров и в «Художественном слове» – 85. И это мы еще ограничение поставили – два чтеца от коллектива. Иначе мы просто не выживем в таком количестве участников.

Изначально фестиваль был исключительно театральным, с одной номинацией и шел два-три дня. В этом году он уже идет всю неделю, принимает коллективы из разных регионов и даже ребят из Казахстана: из Семея и Усть-Каменогорска.

— Поэтому пятая «Облепиха», я надеюсь, будет уже международной официально, – добавляет Кирилл.

Не запутаться

Репетиция не дает полного представления о том, как будет выглядеть конкурсная постановка в итоге. Во-первых, некоторые эпизоды еще видоизменяются, оттачиваются эмоции, а во-вторых, на прогоне ребята могут быть в шортах и футболках, в то время как в конкурсные дни им предстоит еще смена костюмов.

Малый политехнический театр подготовил несколько постановок в разных номинациях. Алексей Лукашов, режиссер пластического спектакля «Эффект бабочек», рассказывает:

— В этой постановке нас четверо. Главной темой спектакля является любовь и замещение настоящего чувства на какие-то приземленные вещи. Мы хотим донести, как атрофировалось это чувство, большое и высокое, как его затаскали в повседневности. Готовились месяца два. Растягивались, проводили театральные тренинги, они тоже физически и эмоционально затратные. Сюжет придумывали сами. Кто-то работает от музыки, кто-то от движений, мне интереснее сначала придумать концепцию миниатюры, а потом к ней подбирать музыку, потому что если начинать с мелодии, то может оказаться, что в спектакле будут не твои идеи, ты просто раскроешь то, что придумал композитор.

Студентка АлтГТУ Анастасия Добрынина участвует и в этом спектакле, и в эстрадном номере «Золушка». Кажется, легко запутаться в ролях, но Настя объясняет:

— Мне легко переключиться благодаря тому, что это две разные истории: одна более серьезная, другая развлекательная. Да и к тому же они в разные дни, так что я не переживаю. Будем выступать в среду с эстрадной миниатюрой, а в субботу – со спектаклем. До субботы надо доделать концовку, настроиться. У нас очень слаженный коллектив, мы все быстро сделаем. А с «Золушкой» уже выступали на фестивале в Омске, за успех этого номера я вообще не волнуюсь.

Репетирует Малый политехнический театр.
Фото Светланы Ермошиной

Вход для всех

Разделения на профильное и непрофильное направление, как на фестивале студенческого творчества «Феста», здесь нет, организаторы не считают профессионалами, например, ребят из колледжа культуры, они ведь еще учатся. Но это учитывается членами жюри, такие коллективы строже судят.

По плану конкурсная программа идет до 20.00 (а регистрация участников начинается в девять утра), на деле все это растягивается чуть дольше, поэтому к открытому обсуждению просмотренных работ в зале остаются далеко не все участники. Жюри выдыхает: не придется высказывать свое мнение по каждому из 85 чтецов. Но подробные комментарии, пожелания, замечания всегда важны руководителям творческих студий.

Кстати, помимо этих обсуждений, у «Облепихи» есть и другие фишечки. Так, 16 ноября, накануне гала-концерта, для участников и руководителей коллективов проведут мастер-класс. Еще один нюанс, отличающий этот фестиваль, – отсутствие взносов на участие. Иногородним конкурсантам приходится самим оплачивать только проживание в Барнауле и питание. Да и для зрителей вход на фестивальные показы свободный.

— Мы организуем фестиваль на грантовые средства Федерального агентства по делам молодежи при поддержке Роскультцентра, – говорит Кирилл Скобелин. – Мы очень рады, что у нас есть база участников, которые из года в год приезжают на наш фестиваль. Это, естественно, театральные студии вузов города Барнаула, например театральная студия «Маска» аграрного университета. Алтайский краевой колледж культуры ежегодно участвует в номинации «Видеотворчество», народный коллектив «Маскарад» из Новоалтайска тоже каждый год с нами.

Организаторами фестиваля являются Алтайский государственный университет и народный коллектив Алтайского края театральная мастерская Homo Artisticus при поддержке управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края.