Кожа по фэншую: как бывшая спортсменка и модельер одежды стала мастером по работе с кожей

Ноябрь 14 14:46 2019

Елена Землякова преподавала фитнес, работала в ателье конструктором-модельером, даже торговала на рынке в лихие 90-е. Она училась живописи у Михаила Щетинина, окончила кафедру художественного мастерства в политехе, написала десятки пейзажей. Но единожды увиденные в Интернете картины из кожи заставили ее забыть про все предыдущие увлечения.

Фото Ярослава Махначёва

Путем проб и ошибок

— Я писала пейзажи маслом, а художник Андрей Коробейников из Москвы то же самое делал из кожи, создавая композицию лоскуток за лоскутком, – вспоминает Елена. – Пыталась к нему пробиться и получить консультацию, но, увы, приоткрыть тайны своего мастерства мастер не захотел. А я бросила клич по знакомым, чтобы приносили старые кожаные куртки, сумки, сапоги, перчатки. Тогда кожу купить было непросто, а бывшая в употреблении очень подходила для пробных работ. Задачу себе усложнила с самого начала, задумав объемную картину. Сделала гипсовый слепок, приклеила и покрыла кожей. Три картины – девушку, кота-аристократа и арт-объект – забрали в интерьерный магазин и очень быстро продали, несмотря на их большой размер. Вроде бы и времени я затратила немного, но пришлось заново вспоминать анатомию человека. Репетировала постановку рук перед зеркалом и поворот головы, наблюдала за поведением кошек, чтобы отразить переменчивый характер. В работе с кожей мне понравилось все: и как она пахнет, и как позитивно реагируют руки на прикосновение к этому нежному материалу, как она интересно сминается и играет на солнце разными оттенками цвета.

Елена Землякова начала изучать технику шеридан, или карвинг, не зная технологии и не имея нужных инструментов.

— Это из разряда анекдотов, – улыбается мастерица. – Купила в магазине «Тройка» сыромятную кожу целой коровы, которая ужасно пахла и была отвратительно обработана. Бедные мои соседи… Днем работала, а по ночам тюкала молотком, чтобы придать фигуркам объем, но кожу эту я домучила. А потом нашла мастера, который пошагово объяснил, что кожу нужно покупать в Италии, а инструменты делать на заказ. Если знакомые женщины в качестве подарка на Новый год заказывали духи или украшения, для меня долгожданным подарком был гравер или компрессор для аэрографа. Так всем и говорила: чтобы себя украсить, я могу все сама сшить и расписать. Так и собрала за пять лет все, чем теперь работаю: поворотные ножи, десятки штампов для художественного тиснения, краски для аэрографа, стилусы для рисования. Буквально недавно мне сделали кардину из красной карельской березы с наконечником из бивня мамонта – это практически вечный скульптурный карандаш.

Спаниель по фэншую

По словам Елены, сначала на мокрой коже стилусом наносится рисунок, а чтобы придать ему объем, с обратной стороны нужные части выдавливаются на лицевую сторону. Изначально она делала маленькие кошельки без замков и кнопок, потом перешла к сложным портмоне.

— Я присоединила к исходной коже бежевого цвета аэрограф с проникающими несмывающимися красками, потом рисунок покрываю воском. Ни одна машинка такую толщину не возьмет, шью всегда вручную, сначала шилом, потом заказала пробойники с пятью и более зубцами. Нитку использую вощеную, такая никогда не порвется, – рассказывает Елена Землякова. – Первые работы делала для себя. Например, сумочку с изображением Маргариты из произведения Михаила Булгакова. А что, любую женщину разозли как следует и ведьму искать не нужно… Работы выкладывала в «Инстаграм», и пошли заказы, что самое удивительное, первое время преимущественно от мужчин.

Охотникам и рыболовам нужны были оригинальные кожаные ремни, на которых бы отображалось любимое хобби. К эскизам будущей работы сильный пол подходил очень серьезно. Так, Елена узнала, что в охоте на крупного зверя участвует не спаниель, а лайка, а рядом с удочками обязательно должен стоять рыбак. Просили сделать портмоне с группой Pink Floyd, с изображением дома под шпилем, дамы искренне верили в то, что кошелек, сделанный по фэншуй, обязательно принесет в дом достаток и любовь. Вроде кота в лепестках сакуры.

— Я практически не спорю с заказчиками, – улыбается Елена. – Только в том случае, если желаемая цветовая гамма совсем уж разнокалиберная. Тогда либо настаиваю на своем, либо вовсе не берусь. Работа с кожей не является главным делом моей жизни, я тружусь в сфере торговли, но по-прежнему каждый вечер что-то мастерю. Для меня это и релакс, и ни с чем не сравнимое удовольствие.

Елена Землякова: «В век автоматизации и промышленного производства кожаные изделия штампуются сотнями штук, весьма дорогих, к слову, но бездушных. В каждое изделие, сделанное вручную, мастер вкладывает душу и настроение, поэтому и гарантия у таких вещей получается практически вечной».