Равняясь на традиции: живопись, графика, роспись по дереву, авторская кукла Ольги Воробьёвой

Ноябрь 05 12:54 2019

Если к оформлению какой-нибудь музейной экспозиции руку приложила Ольга Воробьёва, это видно сразу. Барнаульская художница умеет талантливо обыграть любую тему, насытить пространство нужными красками, отразить в афише идею той или иной выставки буквально росчерком пера. В музее редкой книги открылась ее персональная выставка.

Фото Натальи Катренко

Это далеко не первая экспозиция художницы. Работы Ольги Воробьёвой были представлены в разных выставочных пространствах. Но чаще всего их можно увидеть в стенах музея редкой книги, действующего при Центральной городской библиотеке им. Н.М. Ядринцева. С этим учреждением художница сотрудничает на протяжении многих лет, наполняя каждое происходящее здесь событие особыми оттенками, атмосферой.

Родом из Японии

Каждый, кто хоть раз посещал музей редкой книги, помнит здешние роскошные сундуки, расписанные Ольгой. Причем художница не просто реставрирует старые вещи, она словно вдыхает в них жизнь, раскрывает в предметах новую суть, заставляет смотреть на них под другим углом зрения. Те же преображенные сундуки в окружении раритетных книг выглядят теперь как неотъемлемая часть красивой сказки. И они не просто украшают музейное пространство, они задействованы в выставках, на них можно и присесть, если вдруг в зале не хватает места. Кстати, не так давно в музее редкой книги коллекция сундуков пополнилась еще одним экспонатом – новой работой Ольги с видами Барнаула.

— Дело в том, что лет десять я занимаюсь различными видами росписи, – делится Ольга. – Причем расписываю не только сундуки. Вот, к примеру, моя коллекция матрешек – дорогих русскому сердцу игрушек. Однако эта, казалось бы, исконно наша кукла имеет очень интересную историю, отсылающую к концу XIX века. Как выяснилось, в те времена игрушку, очень похожую на матрешку, привезли в Россию с острова Хонсю наши купцы. Речь идет о фигурке японского мудреца Фукурумы, которая точно так же, как наша матрешка, раскладывалась на более мелкие детали. В итоге русские художники взяли на вооружение этот раскладывающийся принцип игрушки и создали свой персонаж, символизирующий женское начало (матрешка происходит от латинского mater – мать). А чуть позже, в начале XX века, матрешку признали русским сувениром. Так что в принципе эта игрушка бытует на территории нашей страны всего-то около 100 лет.

Фото предоставлено музеем редкой книги

Сделано с любовью

Что интересно, матрешки Ольги Воробьёвой не просто игрушки, они – носители информации о бытовавших в разных губерниях костюмах. К тому же эти куклы, как, впрочем, и различные шкатулки, панно, ложки и свистульки демонстрируют всю широту видов росписи, которыми владеет художница. А это и урало-сибирская, и пермогорская, и пучужская, и мезенская, и борецкая, и городецкая росписи.

Вообще, Ольга расписывает самые разные носители, в том числе и прялки, в основном прялки лопастные, не колесные. Выставлены в витринах музея и другие предметы, расписанные Ольгой, – чайные сервизы, пасхальные яйца, горшки.

Увлекается художница и изготовлением кукол из пластика. Среди работ автора: Пеппи Длинныйчулок, и Маленький Мук, и мим Батист – персонаж из фильма «Дети райка», блестяще исполненный французским актером Жаном-Луи Барро, а также Пьеро. Отдельная история – маски, созданные Ольгой Воробьёвой под влиянием итальянского народного театра, иначе комедии дель арте. В рамках выставки можно увидеть созданные художницей витражи, декоративные тарелки, карнавальные маски, панно с причудливыми орнаментами, этюды, наброски и даже декорации к спектаклю «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо, который поставила на сцене Алтайского краевого театра драмы Ольга Любицкая в 2016 году.

— Представленные в витринах небольшие кубики – это макет декораций к спектаклю, – пояснила Ольга. – На самом деле размер этих кубиков таков, что на них во время спектакля то и дело присаживались артисты.

Невозможно не восхититься копиями известных работ, которые время от времени создает художница. К примеру, на выставке можно увидеть часы, созданные в средневековом стиле, – их фоном стала вольная копия работы нидерландских живописцев-миниатюристов братьев Лимбургов. Есть в витринах и копия жития Сергия Радонежского, а также копия изображения Святого Георгия Победоносца, размещенного в баварском замке Нойшванштайн. Все это свидетельствует о том, что рука Ольги Воробьёвой способна порождать настолько тонкие и изящные линии, и специалисты даже посоветовали ей всерьез заняться реставрацией икон. В итоге на счету у художницы несколько восстановленных ликов.

Но самое главное – художница с удовольствием занимается с детьми, открывает для них мир изобразительного искусства. Говорят, все, кто посещал ее занятия, научились доверять своему воображению, экспериментировать с цветом и формой, передавать свои мысли с большой любовью.

Ольга Воробьёва окончила Новоалтайское художественное училище, а также живописное отделение факультета искусств и дизайна АлтГУ. Занимается живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, изготовлением авторской куклы. Работы художницы находятся в частных коллекциях не только нашей страны, но и за рубежом. Персональная выставка в музее редкой книги будет работать до 28 ноября по адресу: ул. Профинтерна, 35.