В чем заключалась шумная жизнь художников «Тихой мансарды» и что происходило в подвале «Темной галереи»?

Октябрь 24 14:48 2019

Принято считать, что авангард в искусстве – тема, характерная для больших городов. Однако в Сибири это направление развивалось по другому сценарию. В то время как в столицах господствовал соцреализм, а Союз художников считался единственно возможным объединением людей, занимающихся изобразительным искусством, сибирские города стали идеальным полем для творческих экспериментов.

Художники «Тихой мансарды». Слева направо: Юрий Эсауленко, Александр Маркин, Валерий Танчица, Александр Боровец, Александр Клименов. 1987 год.
Фото предоставлено Михаилом Чуриловым

Теме сибирского авангарда была посвящена лекция искусствоведа Михаила Чурилова, который считает, что именно в удалении от столиц сформировалась особая атмосфера, породившая целый список ярких имен в изобразительном искусстве. И Барнаул в этом смысле от других сибирских городов не отставал.

Художественный подтекст

В числе самых ярких сибирских художников-авангардистов можно назвать представителейстаршегопоколения – таких как Андрей Поздеев (Красноярск), Николай Грицюк (Новосибирск), Рудольф Корягин (Кемерово), а также более молодых художников Петра Гавриленко (Томск), Вячеслава Мизина (Новосибирск), Анатолия Ширяева (Омск)…

— Что касается Барнаула, то здесь в 1970-1980-х годах действовала студия Василия Рублёва – известного художника-графика, автора эскиза для головы памятника Василию Шукшину на ул. Юрина, – пояснил Михаил Чурилов. – Эту студию посещало много людей (в том числе ныне известные художники Лариса Пастушкова, Владимир Квасов, Сергей Боженко), которых Василий Фёдорович обучал рисунку, позволяя при этом делать абстракции.

Между тем расцвет авангардного искусства в Барнауле пришелся на конец 1980-х годов. Повсюду стали возникать творческие объединения художников. К примеру, в Кемерове примерно в это время была создана альтернативная творческая группа «Бедная Лиза», в которую входил и барнаулец Юрий Юрасов (сейчас художник живет в Москве), в Новосибирске – «Белая галерея».

В Барнауле одним из самых значимых событий в неофициальном искусстве стало появление объединения художников «Тихая мансарда», состоящее из нескольких студентов Новоалтайского художественного училища – Евгения Фефелова, Владимира Лавренёва и Игоря Макаренко, которые не хотели рисовать как все. В то время эти трое в деревне Чесноковке арендовали у местных жителей мансарду, где всегда было шумно и весело. Вот и решено было в шутку прозвать ее «тихой». Но даже сокращенное название объединения имело художественный подтекст – маркировка «ТМ» означает твердость-мягкость карандаша, чем «мансардники» тоже воспользовались. Вообще, эта троица успела провести лишь одну-единственную совместную выставку во Дворце спорта, проходившую в рамках праздника молодежи. Но именно она дала старт для художников, присоединившихся к «мансардникам» чуть позже. Речь идет о скульпторе Александре Маркине, а позже и Александре Боровце, Валерии Танчице, Александре Клименове, Юрии Эсауленко.

— Каждая выставка «ТМ» была событием, – напоминает искусствовед. – Но, пожалуй, самой известной акцией «Тихой мансарды» можно считать «Прощание со старым домом», когда в стенах дома архитектора Носовича, на месте которого должна была вырасти высотка, художники организовали выставку. За шесть дней ее посетило огромное количество людей. Разумеется, эту протестную акцию широко освещали журналисты, а сами художники в защиту дома обратились к властям с письмом (его подписали 23 «мансардника»). Как бы там ни было, но Дом Носовича, хоть и не в первоначальном виде, но все же удалось спасти.

Кроме дураков

Активно выставлялись эти художники-неформалы в стенах корпуса «Д» АлтГУ в аудитории № 208. Однажды для своей очередной акции они придумали афишу, на которую кто-то обиделся и даже написал жалобу в адрес руководства вуза. На ней было написано: «Вход свободный, кроме дураков». Но, как оказалось, в это объединение входили и серьезные художники.

— В их числе был и Николай Буданов, которого обожали все «мансардники», – рассказывает Михаил Чурилов. – Писал он в основном наивные работы – рисовал зверушек, леших, домовых. Как-то его работы увидела одна из ярких представительниц музыкального андерграунда, Янка Дягилева, которая посетила наш город в рамках одного из рок-фестивалей. Ее покорили эти картинки, и художник подарил исполнительнице несколько из них. В итоге рисунок Буданова украсил последний альбом Янки «Стыд и срам», вышедший в свет в 1991 году.

В 1993 году прошла одна из самых знаковых выставок барнаульского андерграунда, в которой приняли участие Юрий Эсауленко, Люся Базина, Юрий Титов, Любовь Норгелене, Сергей Мозговой, Никодим Лейбгам, Вадим Климов. А в 1997 году в Барнауле появилась «Темная галерея», разместившаяся в подвале дома на пр. Ленина, 65 (в этом же помещении находился театр «Подвал»). Основали ее яркие представители барнаульского авангарда – Никодим Лейбгам и Юрий Эсауленко. На выбор этого названия явно повлияла новосибирская «Белая галерея» – работы художников, входивших в это объединение, не раз выставлялись в Барнауле. В противовес этой известной художественной группе барнаульцы, скорее всего, и назвали так свою.

— К примеру, одна из выставок «Темной галереи» назвалась «Мусорный ветер», где художники представили артефакты современности – различные детали, запчасти, магнитофоны, которые между собой склеили и покрыли серебристой краской, – рассказал Михаил Чурилов. – Вообще, все события в стенах галереи проходили нестандартно – некоторые люди проводили здесь свадьбы, организовывали встречи.

В 2000 году Юрия Эсауленко не стало. Но до сих пор именно с его именем связан расцвет авангарда в Барнауле, а сами искусствоведы называли его лидером актуального искусства. Как однажды сказали о нем друзья, «за 15 лет творческой жизни он сумел показать городу, что есть другое изобразительное искусство: где нет «совка» и пейзажной трусости, где есть фантастическая идея свободы в творчестве и, соответственно, в жизни». В любом случае Юрий Эсауленко, прожив всего 33 года, уж точно успел изменить художественное пространство города.

Между тем «Темная галерея» еще некоторое время существовала. Ее куратором в то время работал Никодим Лейбгам.

Барнаульские художники авангардного толка постоянно экспериментировали, совершали открытия, использовали новые материалы и пробовали необычные техники: наброски и эскизы, механизмы из старых будильников, фигурки из пластики, экслибрисы, коллажи, росписи пластинок, скульптуры из муфельной печи, гравюры и т. д.