Чем вдохновляют портреты, как читать иконы с помощью песен БГ и почему скульптуры Родена светятся изнутри?

Октябрь 21 12:45 2019

В Центральной городской библиотеке им. Н.М. Ядринцева отметили 255-летие Государственного Эрмитажа. Как оказалось, второй по величине художественный музей мира с Барнаулом связывает не только знаменитая Царица ваз, созданная колыванскими мастерами и доставленная в 1843 году в столицу Российской империи, но и немало шедевров, которые некогда повлияли на творчество известных горожан.

Фото из сети Интернет

Эталон красоты

Возник Эрмитаж в 1764 году как частное собрание Екатерины II, сегодня же здесь хранится богатейшая коллекция, показывающая развитие мирового искусства от каменного века до наших дней.

— Сегодня в 350 залах и многочисленных хранилищах Эрмитажа находится около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, – пояснила заведующая отделом документного обслуживания и коммуникативных услуг Ирина Балацкая. – Даже на поверхностное знакомство со столь обширной коллекцией требуются десятки лет. В отдельном зале Эрмитажа хранится 24 полотна Рембрандта, и эта коллекция его произведений считается самой крупной за пределами родины великого мастера – Нидерландов. Если брать во внимание территорию России, то только здесь можно увидеть полотна, написанные Леонардо да Винчи. В Эрмитаже хранится одна из самых обширных коллекций импрессионистского и постимпрессионистского искусства.

В общем, каждый, кто хоть раз бывал в стенах Эрмитажа, обязательно унес с собой неизгладимые впечатления, которые способен пережить человек от знакомства с шедеврами. Но еще выяснилось, что каждый гость программы, посвященной 255-летию Эрмитажа, из этой необъятной коллекции выделяет ряд работ, которые повлияли на его жизнь и творчество.

— Это позже я узнал, что полотно, которое в детстве произвело на меня сильнейшее впечатление, хранится в Эрмитаже, – рассказал барнаульский поэт, лауреат Пушкинской премии Владимир Пасека. – Речь идет о портрете «Дама в голубом» работы живописца Томаса Гейнсборо. Оказалось, что это единственное полотно английского художника в России. Для меня же этот образ стал эталоном красоты. Именно он не раз вдохновлял меня на новые стихи, на повороты в творчестве.

Доцента кафедры истории искусства костюма и текстиля АлтГУ Наталью Айхлер из множества полотен Эрмитажа вдохновила работа «Зимний пейзаж с Исаакиевским собором» Иоганна Баптиста Вайса – историка, который, приехав в Россию из Германии, был пленен красотой собора в Санкт-Петербурге. А заместитель руководителя отдела по работе с молодежью Барнаульской епархии отец Александр Микушин из собрания Эрмитажа выбрал полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына», углядев в ней все – и любовь, и прощение, и веру в род человеческий.

Нина Таякина на встрече, посвященной юбилею Эрмитажа.
Фото Данила Боброва

В одном лице – история человечества

Из многомиллионного собрания Эрмитажа барнаульский поэт и писатель Иван Образцов выделил икону XVI века «Спас в силах», облик которой у светского человека вызывает много вопросов. Но если рассмотреть этот образ вместе с человеком знающим, то можно увидеть трехмерное пространство, состоящее из трех миров, через которые прошел Иисус, направляясь на Страшный суд, – мир земной, ангельский и Господний. А для того чтобы объяснить изображения в каждом углу иконы, Иван Образцов советует вспомнить песню «Под небом голубым», которую исполнил Борис Гребенщиков в фильме «Асса».

— На самом деле текст песни, написанной на стихи Анри Волхонского, начинается иначе – «Над небом голубым», или даже «Над твердью голубой», – рассуждает литератор. – Тогда сразу становится понятно, что автор описывает град небесный, взятый из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Поэтому, разглядывая персонажей, помещенных в углы иконы, можно пройтись по тексту песни: «Тебя там встретит огнегривый Лев и синий Вол, исполненный очей, с ними золотой Орел небесный, Тот, чей светел взор незабываемый», – то есть увидеть Льва, Тельца, Орла и Ангела.

Для Валерия и Дениса Октябрей – представителей двух поколений известной династии художников – наиболее ценна в богатейшем собрании одна и та же картина – «Портрет старика в красном» Рембрандта. По мнению художников, глядя на это полотно, понимаешь, что в лице старика отражается не только вся его жизнь, а вся история человечества.

— А не так давно на меня произвело впечатление еще одно полотно Эрмитажа – картина Камиля Писсаро «Набережная на Малаке в солнечную погоду», – рассказал Денис Октябрь. – Я знал эту работу, но никогда не понимал – как она написана. Тут же мне представилась возможность разглядеть ее вблизи, и я словно заново открыл для себя главную загадку живописи, увидев, как с помощью пастозных хаотичных мазков получается воздух, дышащее пространство. Насколько мне известно, это одна из последних работ художника, достигшего под конец жизни невероятного уровня мастерства.

Скульптуру Огюста Родена «Вечная весна» вспомнила актриса Молодежного театра Алтая, заслуженная артистка России Нина Таякина. Как рассказывает Нина Васильевна, в роденовский зал она попала случайно, следуя в ту часть Эрмитажа, где представлены работы импрессионистов. Актрису потрясло то, насколько изящная работа получилась из куска тяжелого мрамора.

— Эта работа будто светится изнутри, сияет, – говорит актриса. – Насколько известно, Роден создал несколько версий этого сюжета о влюбленных, и скульптура, хранящаяся в Эрмитаже, считается самой красивой.

Чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа, затрачивая всего по одной минуте на каждый, потребуется около 11 лет жизни, если посвящать этому занятию по 8 часов ежедневно.

Денис Октябрь на встрече, посвященной юбилею Эрмитажа.
Фото Данила Боброва