В Барнауле открылась выставка, посвященная 100-летию окончания Гражданской войны на Алтае

Октябрь 11 14:14 2019

Более 300 документов представлено на выставке, рассказывающей о самом трагичном и противоречивом периоде нашей истории.

Кадр из уникальной кинохроники, где снят парад белых войск в Барнауле в 1919 году.
Фото предоставлено Государственным архивом Алтайского края

В краевом архиве открылась выставка «На весах истории» (6+), посвященная 100-летию окончания Гражданской войны на Алтае. По мнению историков, лет 30-40 назад посетители смогли бы увидеть лишь половину из документов, представленных в витринах. Из-за однобокости подхода: красные – правы, белые – нет. Теперь же события тех лет подаются максимально объемно, а главное – безоценочно.

Правда, несмотря на то, что многие документы, касающиеся Гражданской войны на Алтае, сегодня обнародованы, все же они до сих пор хранятся на архивных полках разрозненно. Нужны историки-смельчаки, которые смогли бы создать труд, в котором все эти факты существовали бы связанно и обобщенно.

Нетипичный Барнаул

По мнению кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории Алтайского педагогического университета Павла Афанасьева, название для выставки выбрано весьма удачно. «На весах истории» этим словно подчеркивается, что даже спустя столетие события, связанные с Гражданской войной, вызывают неоднозначную оценку, а значит, чаши весов истории так и не пришли в равновесие.

— Благодаря представленным документам и фотографиям можно увидеть, что у каждой из сторон имелись свои сильные и слабые места, – высказался Павел Алексеевич. – Приведены и разные точки зрения современников на то противоречивое время, которое показано через судьбы людей, через лица в истории.

Представленные документы охватывают период истории Алтайской губернии с 1918 по 1927 годы, который включал в себя время правления белых властей, антисоветские выступления, красный и белый бандитизм, а также установление советской власти. Вниманию публики предложена и уникальная кинохроника, обнаруженная в архивах одного французского телеканала, на которой запечатлен парад белых войск в Барнауле 15 июня 1919 года.

Этой пленке почти 100 лет (в руки алтайских краеведов она попала восемь лет назад), причем, как считают историки, ее кадры представляют собой не только историческую ценность, но и бытовую. На кадрах черно-белой хроники панорама Барнаула с Нагорного парка. Видна лесопилка на территории бывшей спичечной фабрики, барнаульский городской пруд (сейчас на его месте стоит здание казначейства). Затем показаны остатки городских зданий в районе Старого базара после грандиозного пожара 2 мая 1917 года, когда большая часть Барнаула была уничтожена. Показан и лагерь австро-венгерских военнопленных (он находился примерно за музыкальным колледжем), военный парад колчаковских частей, участники которого прошли от женской гимназии в Конюшенном переулке по Томской улице до Соборной площади.

Как прокомментировал профессор кафедры отечественной истории АлтГУ, доктор исторических наук Валерий Скубневский, однажды именно эту кинохронику он увидел по одному из центральных телеканалов в дни, когда отмечалось столетие революции. Однако закадровый голос почему-то произнес, что события, запечатленные кинохроникой, происходят под Петроградом. То есть кадры ведущим показались настолько нетипичными для сибирского города, что они даже проигнорировали пометку «Барнаул» на самой пленке.

Кто не убит, тот расстрелян

Выставка, призванная рассказать, пожалуй, о самом трагичном и неоднозначном периоде нашей истории, разместилась в двух небольших залах краевого архива. Однако ее важность можно оценить, скорее, не масштабами, а весом каждого документа, снимка, вещественного экспоната.

К примеру, Юрий Егоров – сын писателя Георгия Егорова, автора исторической повести о Гражданской войне на Алтае «Солона ты, земля», поделился своими детскими воспоминаниями об экспедиции, во время которой он вместе с отцом в начале 1960-х годов посетил места партизанских сражений.

— Конечно, я не был полноценным участником той экспедиции – на тот момент мне было десять лет, – пояснил Юрий Георгиевич. – Но хорошо помню свои впечатления от первой встречи с настоящим генералом, возглавившим нашу поездку, – Михаилом Титовичем Карначёвым, который с 1919 года был призван в ряды Красной Армии, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. Мой отец вел дневник экспедиции, записывал воспоминания стариков-партизан в тетради, на магнитофон. Однажды он писал деда, который буквально через слово употреблял острое словцо, как бы его ни стыдили. Оказалось, что этот дед в 1919 году был расстрелян колчаковцами, но его обнаружили живым среди множества мертвых тел. С тех пор он всю жизнь заикался и… матерился.

Как признаются архивисты, большую роль в формировании выставки сыграли краеведы, которые предоставили материалы о политических лидерах белого и красного движения (таких как Ракин, Камбалин, Богословский, Мамонтов, Рогов, Козырь). На фотопортретах многих из них значатся жизни, которые обрываются, как правило, либо в начале 1920-х годов, либо в 1937-м. То есть те, кто не был убит в Гражданскую, был расстрелян во время репрессий.

— Меня всегда интересовали судьбы конкретных людей, участвовавших в Гражданской войне, – рассуждает краевед, исследователь белого движения Андрей Краснощёков. – И чем дальше, тем больше убеждаешься, что это была братоубийственная война, в ходе которой степень родства ничего не значила. Так, этим летом на меня через соцсети вышел отставной полковник Вершинин, ныне живущий в Москве, внук полковника Ивана Вершинина – уроженца нашего города, выпускника Барнаульского реального училища, участника Первой мировой войны. В Гражданскую он воевал на стороне белого движения и даже пользовался определенным авторитетом во время Томского переворота в 1919 году. Вместе со своим братом – красноармейцем, партизаном, участником Барнаульской добровольческой роты – он был расстрелян в 1937 году.

Выставка «На весах истории» показывает, насколько Гражданская война в России расколола страну и народ, затронула буквально каждую семью, став трагедией национального масштаба. Экспозиция будет действовать в течение месяца по адресу: ул. Анатолия, 72 (пятый этаж).