Первый краевой фестиваль народных ремесел «Живи, традиция!» прошел в Барнауле

Октябрь 08 11:12 2019

Первый краевой фестиваль народных ремесел «Живи, традиция!» собрал на одной площадке около 30 мастеров из Алтайского края и других регионов.

Фото Натальи Катренко

На протяжении трех дней дворик общественной организации «Город мастеров» представлял собой настоящую творческую деревню. Здесь кружились хороводы, стучали топоры, раздавались звуки волынки и гуслей-самогудов, плелись кружева, демонстрировались народные одежды.

Древние символы

Фестиваль народных ремесел, посвященный десятилетию общественной организации «Город мастеров», в итоге получился не просто смотром традиций, а, скорее, живым общением, передачей накопленного веками ремесленного опыта всем, кто желал его принять. К примеру, жительница Змеиногорска Полина Гладких на протяжении последних 20 лет плетет из рогоза лапти, шкатулки, корзинки, сумки, шляпы, создает обереги. Раньше она преподавала в детской художественной школе, а выйдя на пенсию, с головой погрузилась в творчество, сосредоточившись на изготовлении сувенирных изделий из простой болотной травы. В 2012 году ей было присвоено почетное звание «Народный мастер Алтайского края», вместе с которым у мастерицы появились новые возможности.

— С моими знаниями и умениями дома сидеть не приходится – постоянно участвую в семинарах, мастер-классах, а на днях вернулась из Стамбула, где был фестиваль народного творчества среди русскоязычных жителей Турции, – делится Полина Фёдоровна. – Там я показывала коллекцию своих работ, рассказывала о рогозе, его декоративных и утилитарных свойствах. Ведь, как известно, наши предки широко использовали этот материал в хозяйстве – плели из него всевозможные крынки, ящички, наполняли им подушки и матрасы, во время рыбалки укрывали рогозом улов, чтобы не испортился на солнцепеке.

Особой популярностью пользуются куклы-обереги, в которые Полина Гладких искусно вплетает полынь и листья березы. Как поясняет мастерица, полынь усиливает защитные свойства безликой берегини, береза же здесь используется как намек на то, что кукла сделана на просторах России, то есть исключительно как символ.

Представлены были на фестивале еще несколько музыкальных символов нашей страны – балалайки, а также стоящие с ними в одном ряду гусли-самогуды, изготовленные народным мастером Александром Гнездиловым и одним из его последователей, Александром Удальчиковым. Стоило им вместе ударить по струнам, как от звуковой волны начинали вибрировать стоящие рядом ремесленные прилавки. Свою музыку порождала и мастерица Барнаульской детской школы искусств «Традиция» Галина Мингалёва – коклюшки, которые она виртуозно перебирала в своих пальцах, издавали глухой постукивающий звук, точь-в-точь как от деревянных ложек.

На научную лекцию тянуло выступление народного мастера Алтайского края Людмилы Гемель, рассказывающей о значении орнаментов на вышитых ею рушниках. Как оказалось, одноглавые орлы на таких полотнах олицетворяют солнце, птицы о двух головах – семью, брак, свадебные хлопоты. «Расшифровала» она и древний символ солнцеворота, который на одном рушнике тиражируется в разных вариациях многократно. «Для предков это было важно, – пояснила мастерица. – Ведь это знак жизненной энергии, всего сущего».

Ворох смыслов

Целая поляна была отведена под деревянные скульптуры, которые на глазах у зрителей из массивных чурок превращались в персонажей с особым характером. Барнаульский мастер по дереву Максим Красулин буквально всех присутствующих влюбил в симпатягу-толстяка – по сюжету самонадеянного туриста, который с тяжеленным рюкзаком подобрался к подножию высочайшей из Алтайских гор и со словами: «Белуха, говоришь?» (таково название скульптуры) рвется покорить вершину. А вот мастер из Казахстана Константин Чайка заложил в своих персонажей целый ворох смыслов. Сама работа под названием «Деда, глянь!» включает в себя двух героев – деда и внука, который жаждет внимания и участия взрослого, но, увы, не получает. «С каждым поколением растет разрыв между дедами и внуками, все меньше они друг друга понимают, все больше удаляются друг от друга», – пояснил мастер свой замысел.

— Этот фестиваль собрал на одной площадке под открытым небом десятки умельцев не только со всего края, но и из других регионов, – поздравила с десятилетием «Город мастеров» министр культуры Алтайского края Елена Безрукова. – Все потому, что эта организация – центр работы по поддержке, сохранению и развитию народных традиций. За время существования «Города мастеров» выстроены взаимоотношения между Правительством Алтайского края и ремесленниками. Не случайно именно в этот период в крае появилось немало мер поддержки – наши мастера получили возможность выезжать и участвовать в фестивалях и конкурсах, на уровне региона было учреждено почетное звание «Народный мастер Алтайского края ». Оно присваивается ежегодно тем жителям региона, которые не только сами являются мастерами, но и активно передают традиции своим ученикам.

На днях в краеведческом музее (ул. Ползунова, 39) открылась выставка «Алтай мастеровой», по итогам которой пополнится список народных мастеров региона. Здесь будут представлены работы шести претендентов на это почетное звание.