Куда в Барнауле пойти начинающему поэту

Октябрь 04 12:35 2019

Когда зарифмованным строчкам становится тесно в ящике стола, их обнародуют. Кто на своей странице в соцсети, кто перед зеркалом, а кто перед коллегами по перу – самыми строгими и самыми понимающими судьями. Найти их просто: они собираются на теARTральной площадке «Спичка» в один из пятничных вечеров каждого месяца. Эти встречи именуются «Чтивом». На прошлой неделе состоялась уже 30-я.

«Чтиво» – демократичный проект: поэтов не ограничивают ни в выборе темы, ни в способах подачи произведений.
Фото Юлии Неволиной

Замышлялось «Чтиво» отнюдь не как проект с претензией на долгую жизнь. Скорее, как спасательный круг. Однако этим летом ему исполнилось три года.

—  Был у нас «Лофт24». Открыли его Маша и Женя Вагайцевы, хорошие товарищи, – рассказывает барнаульский поэт Александра Малыгина, мать-прародительница «Чтива», так в шутку называет себя девушка. – Когда мы пришли к ним в очередной раз, Маша рассказала, что с наступлением отопительного сезона аренда существенно поднялась и, по-хорошему, нужны дополнительные события для привлечения аудитории. Как один из вариантов я предложила: «Давай соберем поэтов?». На что Маша сказала, что не знает таких.

Но зато Саша знала. Кинула клич, и ребята отозвались.

— Пригласила знакомых по проекту «Говори!», литературной студии и семинарам. Сразу же позвала Наталью Николенкову и Артёма Деревянкина – они очень талантливы (Наташу без преувеличений можно назвать барнаульским классиком), а их толком нигде не увидишь, не услышишь. Для меня это была одна из возможностей напомнить о них другим, – признается автор проекта. – Думала, одним разом все ограничится, а Маша предложила собраться еще. Ребята поддержали, и как-то вошло в традицию.

На первое «Чтиво» пришло человек 30. На крайнее – около 70. Но цифры не показатель – через проект прошло столько людей, что всех не упомнить. От встречи к встрече количество выступающих практически не меняется, держится в районе 20, но состав постоянно разный – всегда есть дебютанты, несколько «ветеранов» движения и те, кто ходит раз в три-четыре месяца. Одни сменяют других, и это делает каждую встречу уникальной. Причем эта тусовка не сугубо барнаульская. Приезжают гости из столиц и городов нашего края – заглядывают с друзьями повидаться, а заодно и делятся свеженаписанным, примеряют свои строки на новую публику. К примеру, в этот раз стихи читала бийская поэтесса Лилия Войнова. Это ее второе выступление на «Спичке».

— Я немножко всегда писала, но не было потребности активно этим заниматься. А пять лет назад умер муж. Потом сын. Было тяжело, и я начала ходить в местный клуб самодеятельной песни «Подснежник», попробовала выразить чувства через слово. Творчеством себя и вытащила, обновилась, стала другим человеком. Так что всем рекомендую: пишите, – улыбается Лилия. – У нас в городе тоже вечера поэтов-любителей проходят, но уровень не тот. Вот для чего еду в Барнаул? У вас совершенно другая атмосфера, столько молодых. Одаренных, артистичных, раскованных. Бийск – город старый, пожилых много. В том же «Подснежнике» людям за 50. Устаешь от этого, хочется свежей энергии.

«Чтиво» – демократичный проект: поэтов не ограничивают ни в выборе темы, ни в способах подачи произведений.
Фото Юлии Неволиной

Над текстом надо работать

Лилия Войнова на «Чтиво» приехала более-менее опытным чтецом, но случается так, что и тут открываются новые имена. Причем случается постоянно. Только многие из них после дебюта на «Спичке» больше не появляются.

-Участники у нас очень разные, есть сильные стихи, есть слабые, темы иногда поднимаются самые неожиданные, – подмечает Александра Малыгина. – Но почему нет. У нас нет ограничений, цензуры – пиши-читай как Бог на душу положит. Не отругают, не поставят оценки. Но если хочешь расти, надо учиться работать с текстом.

Не всегда местные братья по перу могут дать объективную оценку – личные отношения накладывают отпечаток, но честное мнение можно услышать на семинарах с участием опытных авторов из других городов. В Барнауле существует серьезный литературный семинар при писательской организации, который проходит раз в два года.

А еще можно прийти на литературную студию в библиотеку при лицее «Сигма» – первая в этом учебном году встреча состоится 6 октября в 16.00. Сюда можно принести подборку стихов или рассказ на разбор.

— Людей у нас немного. Кто-то приходит за похвалой и признанием, а оказывается, в тексте куча ошибок уже на уровне орфографии и пунктуации, а дальше – больше, – поясняет Саша, которая ведет студию вместе с Артёмом Деревянкиным. – Каждый второй считает себя самородком и пытается даже логические ошибки оправдать своей самобытностью и авторским видением, таким, как правило, уже не помочь. При этом они удивляются и обижаются, что их не печатают. На самом деле им просто не хватает школы.

Поэзия как кухня

Как большинство творческих людей, начинающие литераторы – на студию ходят и поэты, и прозаики – чутки к критике, поэтому для многих первый разбор становится последним. Про себя слушать – не других ругать.

— Студия чем хороша? Там не только я, такая жаба-наместница, которая сидит и «унижает» людей. Нет. У нас высказывается каждый. Причем мы с Артёмом резюмируем, а начинается все с обычных посетителей студии, которые на самом простом уровне пытаются объяснить, что им нравится в произведении и почему, а что не так.

После услышанного сдаются многие, но не все. Те, кто серьезно относится к своему делу, мотают на ус.

— Чтобы писать хорошие стихи, конечно, лучше родиться гением, но еще можно много работать и учиться критически относиться к своим текстам, овладеть основами – понять, что такое ритм, рифма, – уверена девушка. – Это как с молекулярной кухней. Как ни крути, а прежде чем перейти на новый уровень, нужно научиться азам. Да хотя бы картошку чистить. А вот когда ты думаешь: «Да я бог, драники и без картошки сделать сумею». Я вас умоляю. Ну какие драники без картошки?

На «Чтиво», как и на литературную студию, двери открыты абсолютно для всех. На первой площадке выслушают и даже поаплодируют, что бы и как бы ни было прочитано, на второй посоветуют, что с этим делать и куда двигаться дальше.