Исполнилось 55 лет с момента выхода на экраны дебютной кинорежиссерской работы Василия Шукшина

Октябрь 03 15:12 2019

По мнению известного историка кино, председателя жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Валерия Фомина, в ходе работы над фильмом «Живет такой парень» Василий Макарович показал себя не только как ни на кого не похожий режиссер, но и как умелый, расчетливый и находчивый производственник.

Во время съемок фильма «Живет такой парень».
Фото предоставлено ГМИЛИКА

В книге «Василий Шукшин: «Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду», которая готовится к выходу в октябре этого года, работе над фильмом «Живет такой парень» посвящена целая глава. Это уже не первый совместный труд научного состава Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая и Валерия Фомина. Первая книга, основанная на документальных материалах (письмах, воспоминаниях, стенограммах заседаний, финансовых отчетах), вышла десять лет назад, к 80-летию Василия Макаровича. Однако это был региональный проект, не доступный для широкого круга читателей. Новая работа – это федеральное издание, переработанное и дополненное новыми сведениями, архивными материалами, выдержки из которых мы и приведем.

Снова на Алтае

По окончании ВГИКа Шукшин уже успел заявить о себе как литератор (его рассказы печатали газеты, журналы «Октябрь» и «Новый мир») и киноартист, снявшийся к тому времени в таких фильмах, как «Два Фёдора», «Алёнка», «Когда деревья были большими», «Простая история», «Мы, двое мужчин». Однако окончив ВГИК в 1960 году, он никак не мог применить свои режиссерские знания из-за отсутствия прописки, закрепленного места работы. Долгожданный штамп в паспорте Шукшина появился лишь спустя два года.

Как указано в книге, в ту пору Василий Макарович успел сильно продвинуться на литературном поприще и стал подумывать: не залежался ли на полке вгиковский диплом. Взаимоотношений с «Мосфильмом» у Шукшина, увы, не сложилось, и им заинтересовалась киностудия им. М. Горького, куда начинающий режиссер поступил в штат не без участия однокурсницы Рениты Григорьевой. Она-то и стала инициатором сибирского турне молодых кинематографистов (в их составе был и Шукшин, посетивший заодно свою родину), которые из городов Сибири должны были привезти не только впечатления, но и постановочный план фильма «Сибирские дневники».

Однако по возвращении творческой экспедиции худсовет киностудии подверг сценарий жесткой критике. «Но в студийном плане мы уже были заявлены, и нам срочно начали предлагать сценарии из студийного портфеля, – вспоминает на страницах книги Ренита Григорьева. – Василий Шукшин привез из поездки почти готовый сценарий. Он работал все время, прерываясь только на выступления и короткие промежутки отдыха. Однажды во время поездки я проснулась ночью в гостинице и увидела Васю, который, приспособив настольную лампу на свою кровать и прикрыв ее одеялом, увлеченно писал что-то, посмеиваясь и взмахивая свободной рукой… Сценарий «Живет такой парень» поставили в план на место «Сибирских дневников», и уже осенью мы снова оказались на Алтае».

В фондах ГМИЛИКА хранится стенограмма обсуждения киносценария к фильму «Живет такой парень» (в книге приводятся выдержки из нее). Практически все без исключения участники этого заседания восприняли литературную основу к будущему фильму на ура. Но главное – картина чрезвычайно понравилась Сергею Герасимову, одному из авторитетных деятелей советского кинематографа того времени.

Во время съемок фильма «Живет такой парень».
Фото предоставлено ГМИЛИКА

«Ближе, роднее, дороже не бывает»

Любопытно читать и письма к матери, которую Шукшин посвящал в свои кинематографические планы, и отрывки из первых интервью Василия Макаровича, и свидетельства его горячего темперамента (на страницах книги – личное дело Шукшина, арестованного 23 ноября 1963 года за мелкое хулиганство в аэропорту Шереметьево во время паузы между съемками). Интересно изучать и документы, касающиеся финансовой стороны кинопроизводства и отчетов со съемок. Отсюда следует, что от сметной суммы в 294 709 руб., заложенной на фильм, было сэкономлено 29 267 руб., а экспедицию в Горный Алтай удалось завершить на месяц раньше отведенного срока. В итоге слаженной работы коллектива удалось «резко увеличить норму выработки в полезном метраже» и существенно сэкономить на самых разных статьях расходов.

Фильм был принят дирекцией в апреле 1964 года. Однако на заседании коллегии Комитета по кинематографии СССР, посвященном обсуждению картины, в адрес киноленты зазвучала первая критика. Дебютную работу Шукшина обвиняли в пошлости и мелкотравчатости, признавая при этом удачный актерский состав (особенно выделяли роль главного героя Пашки Колокольникова в исполнении Леонида Куравлёва), а также подчеркивая, что это «талантливая, хоть и неровная работа». Правда, известно и высказывание директора киностудии им. М. Горького Григория Бритикова: «Ряды нашей режиссуры пополнились новым талантом и своеобразным художником». Да и дальнейшая фестивальная судьба фильма заставила позабыть о критических замечаниях в адрес сценариста и режиссера. Так совпало, что уже в августе 1964 года лента была признана лучшим комедийным фильмом на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде с пометкой «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение» (хотя сам Шукшин на этот счет сокрушался: «Мы же не комедию делали!»). А в сентябре этого же года картина «Живет такой парень» стала обладателем «Золотого льва» 25-го Венецианского международного кинофестиваля в категории детских и юношеских фильмов.

«Тогда, в начале 1960-х, было счастливое для нашего кино время, – пишет в книге Валерий Фомин. Переживали вторую молодость замечательные «старики»: Пырьев, Хейфиц, Райзман. В пик формы входило чухраевское поколение режиссеров-фронтовиков. И еще краше были дебюты совсем молодых – Климова, Тарковского, Шепитько, Мансурова, Кончаловского. Прямо скажем, было тогда кого любить, кем восхищаться. Но это хорошее, богатое на таланты время осчастливило меня и особым подарком – с фильмом «Живет такой парень» у меня появился абсолютно мой режиссер. Ближе, роднее, дороже – не бывает».

Елена Огнева, заместитель директора по научной работе ГМИЛИКА, член Союза кинематографистов Алтая: «В книге, которая сегодня готовится в печать Валерием Фоминым, особо ценно то, что Шукшин в ней показан таким, каким он был, – со всеми страстями, душевными метаниями, поисками своего места в искусстве, преодолениями и невзгодами. Здесь он настоящий, без прикрас».