Постановка, созданная на основе казахской легенды, вошла в историю барнаульского театра

Сентябрь 13 12:53 2019

В сентябре 1972 года на сцене краевого ТЮЗа (ныне МТА) состоялась премьера спектакля «Поэма о любви», поставленного режиссером Захаром Китаем. Эта история довольно долго не сходила с театральной сцены, собирала неизменно полные залы, а позже получила диплом второй степени на фестивале драматургии народов СССР.

С этой фотографией на обложке вышел в свет всесоюзный журнал «Театральная жизнь» в декабре 1972 года.
Фото предоставлено ГМИЛИКА

В основе спектакля – история о казахских Ромео и Джульетте, о юноше Козы Корпеш и девушке Баян Сулу, героях старинной легенды. Именно этот сюжет описал в своей трагедии казахский драматург Габит Мусрепов, которую и решил перенести на сцену Захар Китай. Спектакль стал первой главной ролью на сцене ТЮЗа Нины Таякиной, ныне – заслуженной артистки России.

— До этого если и были главные роли, то вводы в уже идущие спектакли (к примеру, я была введена на главную роль Вероники в спектакле «Вечно живые» по Розову), – пояснила Нина Васильевна. – Роль Баян Сулу была первой, доставшейся мне в театре по распределению. Эту постановку мы стали репетировать еще весной – хорошо помню знакомство с материалом, первые беседы, первые репетиции. Потом был отпуск в Крым, где я, взобравшись на камень, репетировала монолог своей героини, представляла себя с длинными черными косами.

В этом спектакле сложилось все, в том числе и постановочная группа, в которую входили мастер по пластике Андрей Дрознин, композитор Газиза Жубанова, художник Борис Астахов. Кстати, именно Борис Мефодьевич вместе с режиссером придумал необычное сценографическое решение – на сцене был сооружен некий подиум, имитирующий огромные камни, по которым передвигались герои. Кроме того, в постановке использовались и специально привезенные из Казахстана костюмы – за ними (а это национальные головные уборы, верхняя одежда, украшения) ездили представители художественной части театра. Весь этот реквизит был подарен нашему театру по распоряжению Министерства культуры Казахской ССР.

— Моими партнерами по сцене стали Александр Слобожанин, исполнивший роль Козы Корпеш, Леонид Горбунов (злодей Карабай), а также заслуженные артисты РФ Александр Виноградов и Клара Кайгородцева, которые сыграли родителей моей героини, – вспоминает Нина Таякина. – У меня был очень красивый костюм, необычный грим, сделанный актрисой Людмилой Позняковой (именно она потом была введена на эту роль).

То, что за основу постановки был взят казахский эпос, – не случайно. Спектакль ставился специально к 50-летию СССР, которое в ту пору широко праздновалось повсеместно. Барнаульская постановка в череде юбилейных событий стала одним из ярких явлений. Именно ей была посвящена обложка всесоюзного журнала «Театральная жизнь» за декабрь 1972 года и небольшая статья внутри издания.

— Помню, после этого спектакля весь зал пребывал в оцепенении, – рассказывает актриса. – До мурашек пронзительно была выстроена последняя сцена, в которой после убийства возлюбленного погибает и героиня. В этот момент сцена наполнилась красными маками, среди которых, обнявшись, лежали мы с партнером.

Спектакль был принят не только публикой, но и профессиональным театральным сообществом, он стал одним из победителей фестиваля драматургии народов СССР.