Барнаульцы на «Празднике топора»: как трижды сломать сложную конкурсную скульптуру, не отчаяться и все же добиться своего

Сентябрь 13 13:54 2019

В конце августа в Томске в одиннадцатый раз проходил «Праздник топора». В этом году в нем приняли участие 226 ремесленников из 30 стран мира и 37 регионов России, в том числе и Алтайского края: известный мастер резьбы по дереву Сергей Мозговой с сыном, гончар Михаил Бывших и художник-керамист Анжелика Кононенко. И именно мастерица больше других удивила соперников, причем не столько изделием, сколько своим характером.

Анжелика Кононенко и ее Коломбина.
Фото из архива Анжелики Кононенко

В соавторстве с огнем

Анжелика Кононенко уверена, что все дороги в жизни ведут туда, куда надо, – она никогда не стремилась быть художником, но все-таки им стала. Теперь Анжелика считает работу не то что своим призванием – диагнозом.

— Наверное, это было где-то на подкорке, – улыбается ремесленница. – Помню, в детстве с папой заходили в какую-то сувенирную лавку – то ли во Львове, то ли в Стрыю – и мне очень нравились там закарпатские детские свистульки.

Тогда Анжелика керамику увидела впервые, и она ей запала в душу, но еще не на всю жизнь. Завершила начатое археологическая экспедиция в Чепош.

— Мы раскапывали остатки глиняных горшков, орнаментированные черепочки. По тому, что там было накарябано, определяли, какому веку находки принадлежат. В то время у меня и екнуло: эти сосуды кто-то же изготавливал, а потом придумывал рисунок, и вот спустя столько лет я держу это в руках, – продолжает ремесленница. – Так потихоньку во мне что-то творческое накапливалось, а потом прорвалось. Я уже лет 18 в этой сфере. И чем дальше, тем больше затягивает.

Художников-керамистов в нашем городе немного – эта профессия скорее штучная. Анжелика считает, что надолго в ней останется только фанатик, а кто пришел за деньгами, быстро сдуется.

— Все, кого знаю, влюблены в свое дело. Это мастера, которые никогда не станут друг другу конкурентами, ведь роспись по керамике – то, что никогда не удастся повторить. Даже если мы с другим художником обведем, к примеру, березовый лист на разных чашках и просто раскрасим его, он не получится идентичным. Это потому, что результат зависит не только от мастера – неизбежно соавторство с огнем. Как он решит, так и будет.

Неудача в спутниках

Основной вид деятельности Анжелики роспись, но занимается она еще и лепкой. Раньше ее фигурки едва достигали десяти сантиметров, а в этом году открылось второе дыхание – на «Празднике топора» ее Коломбина вымахала больше чем на метр.

— Я и так в скульптуре не особо опытная, так еще достался материал, с каким никогда не работала, – выдали красную шамотную глину. Она с большой фракцией песка, поэтому все ладони были в царапинах. Во время пятиминуток отдыха профессиональные гончары давали мне дельные советы, например подсказывали, как лучше загладить глину в складках одежды или аккуратнее сделать прорези.

Мастера утверждают, что на конкурсы такого уровня лучше ездить с тем, что ты точно сможешь сделать, но у Анжелики другой принцип. Для нее чем сложнее задача, тем интереснее, тем больше знаний и умений она принесет. Так и поехала с очень сложным эскизом: ширина подола куколки 50 см, талия – 16 см, шапка – 40 см. Внутри полая – будущий уличный светильник. Вот и попробуй исхитриться сделать прочно и красиво.

— В поезде ехала, смотрела на рисунок и убеждала себя, что смогу это сделать. Отступать никак не хотелось – привыкла идти до конца. Знаю, по мнению многих, сделала неправильно, но мне понравилось, – смеется мастерица.

Это сейчас ремесленница говорит легко, в Томске все было не так просто.

— Я суетливый человек, мне это надо в себе душить, к тому же очень боялась подвести Алтайский край и саму себя. Наверное, сказались еще бессонные ночи, которые провела над своей куколкой, – трое суток не выходила из палатки, – признается Анжелика Кононенко. – Сначала вылепила тело скульптуры и, оказалось, немного отошла от размера. Она получалась непропорциональной. Пришлось переделывать кофточку. Это, кстати, тоже хороший опыт – свои ошибки полезно исправлять.

Голову и шапочку скульптор решила изготавливать на столе – так было удобнее прикреплять одно к другому. Условия были походные, а столики – складные. В азарте Анжелика не заметила, как что-то пошло не так, и опора схлопнулась, вдребезги разбив последние элементы скульптуры. Череду неудач это не завершило. Голова и шапочка снова были слеплены, поставлены на плечи девушки и отправлены в сушку. Чтобы она шла активнее, фигуры накрыли целлофаном и внутрь поместили три обогревателя.

— Я начала снимать целлофан, как-то неосторожно потянула и снова снесла голову, – вспоминает женщина. – Пришлось делать ее в третий раз. Успела все-таки до конца фестиваля, хотя так и не обожгла. Думаю, без меня это сделают. В любом случае я не огорчена и не расстроена – наоборот, очень довольна собой. Любой результат хорош. С таким опытом никакой мастер-класс не сравнится.

Город вдохновения

Из Томска Анжелика приехала с массой новых идей и теперь планирует активнее заниматься скульптурой. После «Праздника топора» ее очень заинтересовали люди – просто птички и животные кажутся слишком простыми – хочется вылепливать пальчики, ушки, носики.

— Первое, что хочу смастерить, – куколки из шамотной глины сантиметров по 20-30 высотой, славянок. Может быть, одену их в воронежский наряд, уж очень он мне нравится, или в костюмы других губерний, или сделаю русскую, белорусочку и украинку. Девушек будет интересно лепить, а народный костюм занимательно расписывать – там столько всяких символов и знаков запрятано.

Анжелика Кононенко: «Конкурс – просто формальность, повод приехать туда. Главное там — все-таки общение и опыт, который получаешь во время взаимодействия с акулами ремесла и собственными ошибками».