Тройные соревнования по мотокроссу собрали сильнейших гонщиков Сибири

Сентябрь 09 11:14 2019

На стыке лета и осени на экстрим-трассе «Турина гора» прошли первые в сезоне гонки по мотокроссу, объединившие под одной вывеской сразу три соревнования: всероссийские, краевые, а также Кубок содружества. На старт вышли около сотни участников нескольких возрастов.

Фото Ярослава Махначёва

Домашний настрой

Мотокросс, как и любой другой технический вид спорта, сталкивается с двумя основными проблемами: нехватка средств и мест для тренировок и соревнований. Именно поэтому каждый старт на вес золота. В Барнауле на первых и одновременно последних гонках в сезоне решили объединить сразу три соревнования – так и количество участников увеличилось, и статус повысился.

Сами заезды проводились в два дня. Группы участников, разбитые на классы в зависимости от кубатуры двигателей мотоциклов, поочередно выезжали на трассу. Там за определенное количество времени (оно опять же зависело от мощности техники и возраста гонщиков) надо было намотать как можно большее количество кругов. Открыли гонку самые мощные мотоциклисты – в классе 250 кубических сантиметров, а также в открытом, куда допускались спортсмены старше 35 лет.

В дебютном заезде все внимание было приковано к мастеру спорта из Рубцовска Егору Ефанову. Он уже докатывает сезон, который сложился успешно – в общем зачете чемпионата СФО он стал третьим. Но барнаульские гонки – особенные, дома все-таки.

— Сейчас настраиваюсь морально и психологически, чтобы не волноваться, чтобы не было никаких лишних мыслей, – рассказывает он перед стартом. – Задача – доехать живым и здоровым, ну и постараться победить.

Главный соперник Егора – новосибирец Андрей Вузов. Он, в отличие от нашего парня, еще только кандидат в мастера спорта, а победа позволяет повысить звание. Чем не стимул?

Классно и не страшно

Пыль столбом – так можно описать стартовый заезд. Как пилоты, шедшие в арьергарде стартовой группы, умудрялись что-то разглядеть – непонятно. Возможно, именно пыль помешала барнаульцу Ивану Пятнице на одном из трамплинов. Он упал, да еще так неудачно, что серьезно повредил мотоцикл и сам получил достаточно болезненный ушиб. Обидно вот так на втором круге уже заканчивать соревнования, а потом смотреть, как твои соперники пролетают мимо круг за кругом. Иван мотокроссом занимается всего второй сезон, вот и не рассчитал сил при прыжке.

Кстати, болельщики любят мотокросс именно за такие зрелищные прыжки двухколесных коней через трамплины. Сами гонщики, как оказалось, тоже к полетам неравнодушны. Главное – знать, как прыгать. Юный бийчанин Игорь Шестаков в свои 11 лет эту науку освоил в совершенстве. Кроссом он занимается с 4,5 лет, а привел его в спорт папа, сам в прошлом мотогонщик. Сергей, отец маленького спортсмена, рассказывает, что поначалу сын противился, потом втянулся, а сейчас уже начал побеждать. Первый свой заезд в классе 65 кубиков он выиграл, хотя со старта уходил последним.

— Любой вид спорта непростой и затратный – хоть мотогонки, хоть футбол. Да, может, у нас тренировок поменьше, но главное, что сыну нравится, на улице не болтается, – рассуждает Сергей Шестаков.

Сам же Игорь сообщил, что папа ему сказал найти такой темп, в котором не устаешь, и держать его, что он и сделал.

— Мотокросс – это классно. Один раз проедешь – и поймешь, что это не страшно.

Каждому свое

Техника у гонщиков, конечно, недешевая. Детский кроссовый бэушный байк стоит больше 100 тысяч рублей. Взрослый – около 300. Если спортсмен претендует на высокие места, то потребуются дополнительные вложения.

А вот идеальных мотоциклов не существует. Тот же Егор Ефанов, перебрав многие, остановился на «Кавасаки», которые считаются самыми надежными. Опытный барнаулец Борис Жданов, который из своих 54 лет 40 занимается кроссом, ездит на «Ямахе».

— У каждого мотоцикла своя эргономика, к одной привыкаешь, переучиваться не хочется. Тут уже не так важна скорость, каждый определяет для себя, что лучше, – говорит он.

А уже знакомый нам Игорь Шестаков ездит на «КТМ». Самое интересное, что все в один голос говорят – в повседневной жизни мотоцикл им не нужен, лучше на гонках по песку, чем по асфальту по соседству с машинами.

Борьба с мусором

Мотокросс в Алтайском крае уже года три переживает попытки второго рождения. Несколько лет назад энтузиасты обустроили трассу в районе проспекта Космонавтов, сейчас пытаются получить права на участок, чтобы заниматься ее дальнейшим развитием, а также бороться с неожиданностями. Например, незадолго до соревнований рядом с трассой обнаружилась несанкционированная свалка, которую пришлось оперативно ликвидировать.

— Конечно, мотокроссу у нас до идеала далеко, хотя уже есть результаты. Среди детей Дима Буравлёв и Даниил Голубоцкий в этом году были на пьедестале всероссийских соревнований, становились призерами всех этапов Кубка содружества. Словом, есть люди, надо их поддержать, – говорит председатель краевой Федерации мотоспорта Евгений Керимов.

Подробный фоторепортаж