Игровой мир Митрофанушки: современную версию «Недоросля» (12+) представили в театре кукол «Сказка»

Сентябрь 03 16:05 2019

Под инструментальный кавер «Наутилуса», «Гражданской обороны», «Зверей» и «Арии» на сцене театра кукол «Сказка» была представлена история трехвековой давности. Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина, переосмысленная питерским режиссером Светланой Дорожко, настолько поразила своей зрелищностью, живостью характеров и эксцентричностью, что все взрослые зрители тут же решили: теперь знакомиться с программным произведением барнаульские школьники должны, несомненно, именно с этой постановки. А сам первоисточник следует оставить на потом.

«Недоросль» в театре кукол «Сказка».
Фото Натальи Катренко

Премьерные показы пройдут 26 сентября.

Если вкратце охарактеризовать увиденное, то спектакль про недоросля Митрофанушку получился просто ух! Музыкальный, танцевальный (в одной из сцен главный герой даже исполняет брейк-данс), мастерски сложенный, художественно продуманный, захватывающий, остроумно скроенный, в общем, так и подмывает сказать: «Шедевр!». Но, по всей видимости, режиссер «Недоросля» подобного пафоса не оценила бы – по крайней мере, сложилось впечатление, что именно от всего напускного и неестественного (а в драматургии XVIII века действовали свои законы, нуждающиеся в переводе на современный театральный язык) она безжалостно избавилась во время переноса классической комедии на сцену. Вероятно, поэтому взятый за основу материал, созданный в XVIII веке, игрался легко, не требовал «сносок на полях», был понятен и свеж.

Начнем с того, что главная публика – дети и подростки, приглашенные на просмотр краевым отделением Российского детского фонда, – живо реагировала на шутки, рукоплескала, сидя пританцовывала, а главное, не отвлекалась на телефоны, на соседей, на тайно пронесенные сладости. Взрослые же сидели в оцепенении. Такого зрелищного действа в театре кукол они еще не видели. Казалось, что сцена дышала, двигалась, жила. Яркие декорации, стремительные перемещения героев по сцене, их перевоплощения – одна картина сменяла другую, приводя публику в настоящий восторг. На руку спектаклю сыграла и многомерность образов, использование в спектакле разных видов кукол – к примеру, рядом с возвышающейся над всеми матери Митрофанушки госпожи Простаковой (за счет приделанной к актрисе Виктории Бахаревой огромной головы) ее безвольный муж-подкаблучник был показан с помощью маленькой куклы, чем еще больше подчеркивалась его ничтожность, его мелкая заискивающая натура. Сама Простакова была показана через руки, которыми она постоянно что-то вырисовывала в воздухе, словно загребала. Неслучайно в моменты, когда происходящее выходило из-под контроля «злобной фурии», у нее вырастала огромная рука, норовящая поддать, смести в сторону. Благодаря этой детали реплика, которую произносит Простакова в финале спектакля: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!», начинает восприниматься буквально. Интересно были решены образы и других персонажей. Так, брат Простаковой, помешанный на свиньях помещик Скотинин, предстал перед публикой в свином обличье. А мудрец-Стародум выезжает на сцену на трибуне, с которой вещает в терновом венце и раздает свои советы.

«Недоросль» в театре кукол «Сказка».
Фото Натальи Катренко

В целом получился спектакль-игра, в котором некоторые персонажи показываются через куклы (в постановке их пять), а некоторые через предметы, передающие внутреннюю суть. Как пояснила сама режиссер, таков мир Митрофанушки, который все в жизни воспринимает через игру. Он даже предстоящую женитьбу рассматривает не как этап взросления, а как очередную забаву (вспомним пресловутое «Не хочу учиться, а хочу жениться!»). Поэтому вся эта игра Митрофанушки в жизнь внезапно обрывается в конце пьесы, когда его отправляют служить.

Что касается актерского состава, то даже на худсовете, состоявшемся сразу после спектакля, было отмечено: получился такой слаженный ансамбль, который на одной сцене – большая редкость.

— Признаться, эту пьесу мне уже доводилось ставить в Красноярском театре кукол (правда, совсем с другим визуальным решением и другими мыслями), – высказалась Светлана Дорожко. – Но на барнаульской сцене произошло то, чего я не ожидала: молодость актерской труппы напитала спектакль энергией, которая была необходима для подачи такого непростого для восприятия материала.

Художник-постановщик спектакля – Светлана Рыбина (Москва), музыкальное оформление – инструментальное трио «3D-бэнд» (Санкт-Петербург).

В ролях:

Простакова — Виктория Бахарева

Митрофан — Данил Кочуков / Вадим Ковалев

Скотинин — Александр Сизиков

Стародум — Юрий Антипенков

Софья — Василина Ремезова

Милон — Кирилл Груздев

Простаков, Вральман, Тришка 3 — Нина Позднякова

Правдин 1 — Дмитрий Капустин

Правдин 2, Кутейкин, Тришка 1 — Виталий Санаров

Цыфиркин, Тришка 2 — Петр Кобзев