Горэлектротранс Барнаула налаживает капитально-восстановительный ремонт трамваев

Сентябрь 02 14:23 2019

В депо Горэлектротранса Барнаула завершили ремонт первого трамвая по программе капитального восстановления. Обновленный вагон уже вышел на линию.

Новый вагон будет осуществлять перевозку пассажиров по наиболее востребованным маршрутам № 1 и 7.
Фото Андрея Чурилова

29 августа первый заместитель главы администрации города Барнаула, руководитель аппарата Вячеслав Франк и первый заместитель главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу Анатолий Воронков посетили Горэлектротранс, осмотрели ремонтный цех, центральную диспетчерскую станцию, встретились с коллективом и провели на базе предприятия рабочее совещание по вопросам капитально-восстановительного ремонта подвижного состава.

Трамвайный парк МУП «Горэлектротранс» Барнаула насчитывает 228 единиц. Большинство из них служат горожанам верой и правдой свыше 30 лет. В условиях, когда регулярное поступление новой техники на предприятие прекратилось в 1991 году, капитально-восстановительный ремонт – главный способ поддерживать парк в рабочем состоянии.

Тем не менее текущих ремонтов для поддержания работоспособности изношенного парка недостаточно, а с проведением капитально-восстановительного ремонта имеются сложности. Основная проблема – недостаток оборотных средств. Несмотря на это, предприятие старается найти выход из сложного положения и выполнять задачу по улучшению качества пассажироперевозок.

До конца года на предприятии планируют модернизировать еще пять трамваев.
Фото Андрея Чурилова

Как рассказал главный инженер Горэлектротранса Александр Хвощий, износ трамвайных вагонов составляет 97%, троллейбусов – 83,3%. Средний возраст барнаульских трамваев превышает 33 года, большинство вагонов эксплуатируется с 1970-х годов. И по состоянию на сегодняшний день для обеспечения безопасности пассажироперевозок обновление необходимо 200 вагонам из 228 имеющихся в наличии.

С проблемой изношенности техники сталкиваются предприятия электротранспорта по всей стране. Например, в Новосибирске спасти положение пытались покупкой подержанных вагонов в Москве. Когда покупки ввиду сильной изношенности пришлось сразу отправлять не на линии, а в капитальный ремонт, новосибирцы приехали в Барнаул перенимать опыт Горэлектротранса. Барнаульские трамвайщики пошли по другому пути.

В период с 2009 по 2012 год на предприятии успешно проводили капитально-восстановительный ремонт трамваев собственными силами. Выручало софинансирование по краевой программе. Сейчас в Горэлектротрансе вспоминают положительный опыт и просят региональную программу возродить. Зачем покупать чужие подержанные вагоны, если можно капитально отремонтировать свои? Выгода очевидна.

— На приобретение одного нового вагона необходимо от 30 до 120 миллионов рублей, на ремонт – около 6 миллионов рублей, – рассказал Александр Хвощий. – В ходе капитально-восстановительного ремонта трамваям налаживают ходовую часть, кузов, модернизируют электрооборудование, это позволяет исключить особо частые неисправности на линии и до 50% снизить количество электроэнергии, потребляемой трамваем. Ремонт ходовой части включает в себя установку новых элементов тормозной системы, влияющих на безопасность движения, замену всех подшипников, что исключает заклинивание колес, и всех резинотехнических изделий для уменьшения шума вагона во время движения. При кузовном ремонте на вагоне полностью меняется крыша, пассажирские сиденья, внутренняя обшивка пассажирского салона, салон утепляется, также полностью обновляют электропроводку.

По оценке главного инженера, после такого восстановления гарантийный срок эксплуатации вагона составляет 10 лет.

Вячеслав Франк знакомится с работой Центральной диспетчерской службы.
Фото Андрея Чурилова

Вячеславу Франку продемонстрировали первый модернизированный вагон. По словам электрика Горэлектротранса Владимира Беркетова, «первенца» восстанавливали почти четыре месяца. Теперь технология отработана, и в следующий раз работа пойдет быстрее.

— Работы выполнили очень много, и по кузову, и по электрике, – рассказал мастер. – Зато теперь, когда смотришь на вагон, который сделал, на душе приятно!

Вячеслав Франк результат проделанной работы также оценил положительно:

— После ремонта вагон чистый, ухоженный, и я думаю, что он будет достаточно комфортным для горожан.

По словам первого заместителя главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу Анатолия Воронкова, финансирование на обновление подвижного состава в рамках краевой программы планируется начать с 2022 года, однако опыт Горэлектротранса может поспособствовать тому, что это произойдет раньше. Руководство города плотно работает с Министерством транспорта по ускорению сроков. Обсуждается, что по условиям программы Горэлектротранс получит по 30 млн руб. софинансирования на капремонт из городского и краевого бюджетов. Средства пойдут на обновление вагонов, а также путевого и энергохозяйств.

Ремонтный персонал Горэлектротранса – это почти треть двухтысячного коллектива. Предприятие имеет необходимые лицензии на все виды обслуживания и ремонта подвижного состава. Плановые техработы предприятие выполняет в утвержденные сроки и в полном объеме. Ежегодно на ремонт подвижного состава и инфраструктуры (пути, кабельная сеть) тратится более 100 миллионов рублей.