Метод Щербакова: куклотерапия как способ постижения мира

Август 23 13:45 2019

В августе в Барнауле вспоминают известного художника-кукольника Бориса Щербакова, которому в этом году могло бы исполниться 84 года. Полвека назад Борис Андреевич перебрался в Барнаул, вдохнув в театральное пространство города мощнейшую творческую энергию.

Руками художника-кукольника Бориса Щербакова сделаны сотни кукол.
Фото Михаила Хаустова

В театральном мире Борис Щербаков – человек-легенда. Будучи одним из лучших учеников народного артиста СССР Сергея Образцова, он по окончании Московского художественного училища сначала работал в Свердловске, затем в Кемерове, а в 1969 году по приглашению Матвея Бабушкина – в ту пору режиссера театра кукол «Сказка», приехал на Алтай. Причем со временем, попробовав себя в разных театрах, Борис Андреевич понял, что его призвание – это куклы. Неслучайно в числе своих учителей он всегда называл театрального художника Александра Тышлера, который сказал ему однажды: «Твой театр – не драма, твой театр – балет или театр кукол», и был прав. В Барнауле Борис Щербаков был главным художником Алтайского краевого театра кукол с 1969 по 1971 год, а в 1973 году поступил на работу в творческо-производственный комбинат Алтайского отделения Художественного фонда РСФСР, что дало возможность мастеру-кукольнику участвовать в постановках разных театров страны. К примеру, живя в Барнауле, он в Рязанском театре кукол сделал спектакль «Шайтан – кожаное ухо», за который получил Госпремию Российской Федерации, а постановка, созданная им в Симферополе, впоследствии была перенесена театром на сцену Канады. Работал он и с театрами Кемерова, Новокузнецка, Фрунзе, Ярославля, Тольятти, Красноярска, Ростова-на-Дону, Хмельницкого, Новосибирска.

В Барнауле спектакли, оформленные Борисом Щербаковым, шли не только на сцене театра кукол. Его постановки «Жизнь в розовом свете» (1998), «Чайная церемония» по пьесе Александра Строганова (2005) тоже стали яркими событиями в театральной жизни Барнаула.

Борис Щербаков — участник многочисленных престижных выставок разного масштаба. Так, его работы были представлены на Всесоюзной выставке произведений художников театра кукол СССР, посвященной XII Международному конгрессу УНИМА (Москва, 1976), на выставке «Театральные куклы СССР» (Прага, 1978), на Всесоюзной выставке работ художников театра кукол СССР, посвященной 60-летию образования СССР (Ереван, 1982), на Международной выставке театрального зрелищного плаката (Варшава, 1978). А в 1986 году Борис Андреевич стал лауреатом премии Министерства культуры РСФСР. Щербаковскую куклу – аристократичного Кузнечика – пригласили на жительство в знаменитый музей Театра кукол имени Сергея Образцова. Украшением экспозиции ГМИЛИКА являются и герои легендарного спектакля «Жили-были дед и баба». Известен Борис Андреевич и как живописец (в художественной среде высоко ценятся его работы в области сказочных сюжетов, натюрморта и тематического пейзажа), и как фотограф. Значителен его вклад в книжную и прикладную графику.

В 1990-х годах Борис Щербаков активно занялся педагогической деятельностью. Тогда в Новоалтайском художественном училище был осуществлен экспериментальный набор на театрально-декорационное отделение, которое возглавил Борис Андреевич. Сотрудничал он и с детскими театрами, помогал детям с ограниченными возможностями здоровья открыть для себя удивительный мир кукол, поверить в себя. «Кукла – инструмент очень древний, известный со времен язычества, – рассуждал он. – Кукла – первое, что человек постигает с рождения. С ее помощью он учится играть, выражать мысли, примерять на себя разные роли, изобретать, постигать мир наконец. Поэтому именно кукла обладает мощнейшим терапевтическим эффектом».

Долгие годы творческой дружбы связывали художника с Евгением Борисовым и Великорусским оркестром «Сибирь». Именно Борис Щербаков – автор сценографии концертных и театральных программ, а в 2002 году по проекту художника специально для оркестра была создана оригинальная звонница.