Ехал велик по шоссе: почему на Алтае много любителей велогонок, но нет спортсменов

Август 23 12:57 2019

Соревнования по различным дисциплинам велоспорта в Алтайском крае проходят регулярно и собирают немало участников. Руководитель общественной организации «Алтайская федерация велоспорта» Сергей Масленников сам старается регулярно участвовать в гонках не только в России, но и за границей. Однако спортсменом в полном смысле этого слова он себя не называет.

Фото из архива Сергея Масленникова

Вершина велоспорта

Две недели назад Сергей Масленников успешно выступил на шоссейных велогонках в Томске – был третьим в абсолютном зачете и первым в своей категории. Весной он ездил на сборы в Турцию, за его плечами гонки в Италии и Испании, где он занимал призовые места, выступал на Кубке Европы.

— Я не единственный в крае, кто выезжает на соревнования. И я не спортсмен, – сразу уточняет Сергей. – Я любитель. Пусть высокого уровня, но любитель, который уделяет внимание тренировкам и едет на результат.

Началось все с маунтинбайка. В 2007 году Сергей купил себе горный велосипед, хотел стать велотуристом. Ни в один поход так и не съездил, зато приехал на соревнования. С тех пор и началось. Сначала Сергей участвовал в соревнованиях по маунтинбайкам, а потом он попробовал и шоссейные гонки.

— Сначала они были просто дополнением к горным гонкам. А потом проникся шоссейной культурой, пообщался на сборах с ветеранами велоспорта. Шоссейные гонки – это вершина велоспорта, как «Формула 1» в велогонках, – уверен Сергей.

Понюхал пороху

Как говорит Сергей, главное отличие профессиональных велогонщиков от любителей в том, что они получают от гонок доход.

— Самый частый вопрос мне – чем наградили на соревнованиях. Ничем. Мы ездим за медали. Ну иногда еще за еду, если предусмотрен ужин в конце, – улыбается Масленников.

Хотя, как говорит он, к любителям не надо относиться как к гонщикам второго сорта – в Европе велодвижение очень развито, там велоспорт на втором месте по популярности. Конечно, любительская гонка в Париже – это не «Тур де Франс», но и она собирает немало участников.

А вот в России с этим хуже. Если другие направления велоспорта худо-бедно развиваются, то шоссейники пробуксовывают. Главная проблема – в трассах. Представьте, что для гонки на 60-90 км надо перекрыть какую-нибудь магистраль. И не на 15 минут, а на полдня.

— Почему мы любим ездить в Томск – там есть возможность перекрыть дорогу полностью, трасса с отличным покрытием, это настоящая гонка, а не по прямой туда-сюда. В других городах с этим хуже, потому шоссейные гонки в стране на вес золота. За границей организатор приедет в полицию с желанием провести гонку, и ему помогают. Но там проще, там много дорог-дублеров, – говорит Сергей.

За сезон в Сибири и соседних территориях проходит шесть-семь шоссейных гонок. Сергей старается участвовать во всех, но получается не всегда. На прошлой неделе, увы, пропустил старт в Павлодаре.

Если есть возможность – едет за границу. В Италии в своей возрастной группе был десятым, в Испании – вторым. Но говорит, что отчасти повезло, на старте оказался в головной группе. Побывал он и на Кубке Европы, вот там пришлось пороху понюхать – очень много участников и уровень серьезный.

— Финишировал в последней десятке, но и задача была – доехать, – подытоживает он.

Кто объедет, кто прижмет

Масленников отмечает: любительский спорт в Алтайском крае сейчас на подъеме. Самый популярный вид – маунтинбайк, он доступнее, понятнее и популярнее. На недавних июньских соревнованиях в Барнауле были 100 человек.

— И это детей в расчет не беру, приехали взрослые состоятельные люди, и не на простую покатушку, а на соревнования, – говорит руководитель Федерации велоспорта. – Профессионального велоспорта у нас нет больше 35 лет, в любительском мы лидеры. Даже соседние регионы удивляются, сколько здесь людей увлечено. Приезжаем в Новосибирск, из 60 участников – 35 наших.

Для тренировок по маунтинбайку велосипедисты ездят в лес на «Трассу здоровья» или в район биатлонной трассы. Шоссейники выезжают на магистраль в сторону Новосибирска и Заринска или на Павловск, а затем в сторону Берёзовки. По Змеиногорскому тракту не ездят из-за трафика.

— На трассах, конечно, тренироваться страшно, – признается Масленников. – Но, надо отдать должное, в последние пару лет улучшилась культура поведения по отношению к водителям. И поприветствуют, и объедут. Раньше многие впритирку проезжали. Дорога пустая, но водитель так проедет, что тебя воздушный поток сдувает. Это опасно, особенно если группой едешь, можешь всех завалить. Причем так в основном водители маршруток делают.

Как в любом циклическом виде спорта, на каждой тренировке – свои задачи. Сегодня – силовая работа, завтра – аэробная, потом смешанная.

— Мне вообще не интересно ездить без задач. Каждый выезд – это цель. Прокатиться просто так – не мое, – уточняет Сергей.

Цели и средства

У Сергея свой бизнес, связанный с литейным производством. На работу ездит на машине, но на велосипеде летом – почти каждый день.

— Я начинаю тренировку около дома. Живу в микрорайоне Невском, сел там на велосипед – и к речному вокзалу, потом дальше, – рассказывает он.

Велоспорт – удовольствие не самое дешевое. Хотя Масленников уверен, любой спорт, если в него погружаться, требует затрат. Основные, конечно, на соревнования. Хотя в тот же Томск барнаульцы смогли съездить, потратив четыре тысячи на четверых. Заграница, конечно, дороже. Но основная статья расходов – техника.

— Для покатушек в обычном магазине велосипед найдешь легко, для соревнований – нет. Запчасти, расходники – все недешево. Но опять же все зависит от целей. На хорошей резине на гонке на 90 км можно улучшить время минут на пять, – говорит велогонщик.

К соревнованиям Сергей готовится не сам, под руководством тренера, который, правда, живет в другом городе и работает с ним удаленно. Тем же, кто хочет попробовать себя в велоспорте, Масленников просто рекомендует приехать на соревнования или простые покатушки.

— Подскажем, направим. Если цели серьезные – направим к одному тренеру, менее амбициозные – к другому, если вообще их нет, сами все расскажем, — улыбается он.

Его мечта – профессиональная гонка. Но не в качестве участника.

— Я ни разу не видел профессиональный шоссейный старт. «Тур де Франс», «Джиро Д’Италия» – там бы очень хотелось побывать, увидеть звезд велоспорта, – говорит Сергей.

7 и 8 сентября в Барнауле состоится шоссейная велогонка из трех этапов. Первые два пройдут по пр. Ленина, заключительный, с раздельным стартом – в пос. Берёзовка. Ожидается не менее 120 участников.