Поездка с адреналином: корреспондент «Вечернего Барнаула» искал безопасный стиль велоезды по городу

Август 19 10:43 2019

С начала 2019 года в городе произошло 20 наездов на велосипедистов. Ввиду отсутствия велодорожек, заставленных машинами обочин дорог, высоких бордюров, езда по городу на двух колесах вызывает определенные трудности. Но ведь должен же быть способ передвигаться на велосипеде быстро, но безопасно?

Александр Пятков (слева) уверен, что аллея на проспекте Ленина — хороший вариант перемещения по центру.
Фото Стаса Сидоркина

В стиле непредсказуемости

Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в поездку по Барнаулу вместе с Александром Пятковым, который уже 12 лет перемещается по городу на велосипеде и занимается организацией велотуров.

— Передвигаюсь по городу я обычно смешанно, – рассказывает Александр. – Иногда в крайнем правом ряду, иногда по тротуару. Там, где трафик машин большой, предпочитаю не рисковать и ехать по пешеходной зоне. Делаю выбор в пользу безопасности. Вопрос в том, что у нас невозможно ехать на велосипеде предсказуемо и почти нереально соблюсти все правила дорожного движения. Потому что и тротуары прерываются, и обочина местами превращается в грунтовку. Где-то приходится перейти на противоположную сторону дороги, потому что только там есть удобный для велосипеда проезд. То есть нужно постоянно импровизировать, в зависимости от ситуации меняя стиль вождения.

От «Волны» до Нулевого

Стартовав от ТРЦ «Волна», мы направляемся к Нулевому километру. Обычно опытные велосипедисты стараются избегать перегруженных трасс и по возможности уйти на объездную дорогу. Но такая возможность есть не всегда. Поэтому для чистоты эксперимента и мы пойдем по более хардкорному пути, по ул. Власихинской.

Трафик здесь довольно напряженный, транспорт идет сплошным потоком. Ехать по краю проезжей части можно, но когда в десяти сантиметрах от тебя проносятся КамАЗы, возникает желание уйти на тротуар, что мы и делаем при первой возможности. Правда, ненадолго, поскольку он скоро заканчивается – приходится вновь переместиться на обочину.

К слову, о выборе «коня» для городских поездок. Заскакивая в очередной раз на высокий бордюр, мы порадовались, что едем на горных велосипедах. На шоссейных великах на городских дорогах делать нечего. Бордюры, люки ливневок и ямы им не по шинам.

А впереди нас ждет поворот с Павловского тракта на пр. Строителей под железнодорожным мостом, через трамвайные пути. Зная бешеный ритм движения на этом участке, мы решаем не рисковать и обойти сложный участок по тропинке, петляющей в кустах параллельно дороге. Все-таки горный велосипед — это сила.

Вот и Нулевой километр. За 35 минут долетели из Индустриального района до центра города без гонки, в очень неспешном темпе. Совсем неплохо. Вряд ли общественным транспортом в час пик получилось бы быстрее.

Через весь город

Осталась вторая часть маршрута, более сложная, поскольку пролегает через самый центр Барнаула. Стартуем от музея «Город», чтобы доехать до магазина на пр. Космонавтов. Обычно в путешествиях по центру города велосипедистов выручает аллея на Ленинском проспекте. Но сейчас на многих ее участках идет ремонт, а обочина дороги заставлена припаркованными машинами. Объезжать их по второму ряду при таком-то движении не хочется, поэтому принимаем решение уйти на ул. Горького. Припаркованных автомобилей хватает и здесь, но транспортный поток в разы меньше, так что объехать их не проблема.

Самые большие сложности встречаем на подходе к пл. Октября и сразу после нее. Здесь спасительных объездов больше не осталось. Дальше – только по краю дороги. Помимо припаркованных машин, главным препятствием становятся автобусные остановки. Прямо перед нами за пл. Октября тормозит автобус. Подождать? Слишком долго. Попробовать обойти слева? Рискованно. Вариант один – выбираться на тротуар. Скорость падает, но здоровье дороже.

За мостом через железнодорожные пути, притомившись скакать через бордюры и объезжать парковки, переправляемся на противоположную сторону Ленинского проспекта. Переход пешком по зебре отнимает время, но зато это самый безопасный вариант. И потраченное время с лихвой окупило себя. Свернув за ул. Полярной, через дворы быстро долетаем до ул. Северо-Западной.

А дальше начинается не дорога, а просто песня. Тихие и неперегруженные транспортом улицы 80-й Гвардейской дивизии, Горно-Алтайская, Смирнова помогают в считаные минуты домчаться до цели нашего заезда. Вот куда нужно уходить с главных проспектов. Настоящее спасение для велосипедиста на городских дорогах.

— В плане удобства и безопасности днем оптимальный вариант передвижения – по мелким боковым улочкам, если там хорошее покрытие, – говорит Александр Пятков. – В идеале можно срезать особо перегруженные участки через зеленую зону, например, через парк. Центральные улицы хороши вечером, когда поток машин схлынет, и можно ехать безопасно.

Делаем вывод, что передвигаться по Барнаулу на велосипеде относительно быстро и безопасно все-таки можно. Но для этого придется проявить фантазию, умение тщательно продумывать маршрут, импровизировать и быстро подстраиваться под изменяющуюся ситуацию на дороге.

Пешком по зебре

В свою очередь начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции г. Барнаула Геннадий Кузнецов обращает особое внимание на необходимость соблюдать правила дорожного движения:

— Чаще всего велосипедисты получают травмы из-за того, что переезжают дорогу по пешеходному переходу, не спешиваясь. Скорость велосипедиста гораздо больше, чем у пешехода. Если он неожиданно появляется перед водителем на проезжей части, времени для торможения не остается.

Еще одна проблема – въезды на прилегающую территорию. Автомобили с главной дороги сворачивают во двор, а по тротуару в этот момент едут велосипедисты. При пересечении проезда они не притормаживают и врезаются в бок машины. По правилам надо притормозить, убедиться, что там нет проезжающего автомобиля, и потом уже ехать дальше.

Также велосипедистам запрещен поворот налево на многополосных дорогах.

— Помните, что велосипед – транспорт малогабаритный, малозаметный. Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы стать заметнее на дороге. Надевайте яркую одежду, в темное время суток – светоотражающие элементы. Оснастите фарами, катафотами, стикерами сам велосипед. А также защищайте голову, надевайте велошлем, – рекомендует Геннадий Кузнецов.

За семь месяцев 2019 года в Барнауле было зарегистрировано 20 наездов на велосипедистов, в которых 19 человек получили травмы и два – погибли.