С 2020 года трудовая книжка станет электронной: часто задаваемые вопросы

Август 01 12:39 2019

К 1 января 2020 года бумажные трудовые книжки сменятся на электронные. Как будет происходить переход, разъяснили в Отделении ПФР по Алтайскому краю.

Фото из сети Интернет

Зачем нужно переходить на электронные трудовые книжки?

Программа перехода на электронный оборот сведений по трудоустройству граждан обсуждается на государственном уровне уже несколько лет. Основная причина – недовольство существующей системой документации и работниками, и работодателями.

Во-первых, бумажная форма трудовой книжки с годами приходит в негодность, может быть потеряна или испорчена. А восстановить ее довольно сложно, и есть риск полной утери некоторых данных. Во-вторых, так как бланки находятся в свободном доступе, часто мошенничества с книжками. В-третьих, для хранения книжек сотрудников приходится выделять отдельные помещения, особенно это неудобно крупным предприятиям. Ну и, конечно, никак не оправданы затраты времени и его оплаты, которые расходуются на заверение сделанных копий, на создание выписок вручную и т.д.

Электронную трудовую книжку невозможно подделать, снижается риск ошибок, описок и утери информации. Работнику не нужно будет обращаться к работодателю для получения копии трудовой книжки, а при увольнении не придется ждать выдачи своей трудовой, то есть переход на новое место работы станет более быстрым и удобным. Кроме того, работники смогут контролировать все сведения, которые вносятся в их трудовую книжку, в режиме онлайн.

Когда изменения вступят в силу?

Пока ничего не меняется. Мы находимся на пути правового обоснования такой метаморфозы. Министерством труда РФ в рамках федеральной программы «Цифровая экономика РФ» разработан соответствующий законопроект, который затронет и учтет интересы всех работающих.

Предполагается, что за 2019 год будут внесены все необходимые изменения в трудовое законодательство, а также решены технические вопросы.

С 1 января 2020 года работодатели будут обязаны представлять сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц в информационную систему ПФР. И с 1 января 2021 года сведения о трудовой деятельности работников будут вестись только в электронном виде.

С 1 января 2021 г. работодатели должны будут отдать работникам бумажные трудовые книжки, поскольку больше не будут являться ответственными за их хранение и ведение. Исключение составят только лица, которые напишут заявление о продолжении ведения бумажного документа.

В законопроекте заявлено, что ведение трудовых книжек на бумажном носителе прекратится с 1 января 2027 г.

Обязательно ли избавляться от бумажной трудовой книжки?

Граждане и организации, для которых привычная форма кажется более удобной, могут продолжить вести бумажные трудовые книжки вместе с электронными. Однако для тех, кто впервые устроится на работу в 2021 году и позже, такой возможности не предусмотрено.

Если работник не хочет отказываться от привычной трудовой книжки, он должен написать работодателю заявление о продолжении ведения бумажного документа. Однако в таком случае работодателям придется вести двойную работу: выполнять требование по передаче данных в государственную информсистему и одновременно вести бумажный документооборот.

Какой будет трудовая книжка нового формата?

Документ будет представлять собой электронный файл, который будет храниться в системе персонифицированного учета. Как в бумажном, так и в электронном виде суть трудовой книжки не меняется: это главный документ каждого работающего гражданина страны.

Существующий образец трудовой книжки действует с 2004 года.