Как складывалась судьба судов, названных в честь Василия Шукшина

Июль 26 13:45 2019

В истории России свой заметный след оставили многие известные ученые, инженеры и творческие люди, родившиеся на Алтае. Любопытно, что суда речного и морского транспорта России чаще всего носили имя только одного нашего земляка – кинорежиссера, актера и писателя Василия Макаровича Шукшина.

Сухогруз «Василий Шукшин» проекта 1588.
Фото из сети Интернет

Последний бой

Самым известным из всех стал теплоход ВТУ-322, построенный на Великоустюгском судоремонтном заводе в 1962 году. Скорее всего, он навсегда так и остался бы безымянным, имеющим только номер, но летом и осенью 1974 года случились события, которые резко изменили судьбу теплохода. Известный режиссер Сергей Бондарчук получил согласие писателя Михаила Шолохова на экранизацию первой части его романа «Они сражались за Родину». Единственное условие, которое выдвинул автор, – съемки должны проходить на месте реальных событий. Теплоход ВТУ-322 служил для съемочной группы плавучей гостиницей. Сергей Бондарчук подобрал звездный актерский состав: Георгий Бурков, Николай Губенко, Нонна Мордюкова, Юрий Никулин, Андрей Ростоцкий, Евгений Самойлов, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Вячеслав Тихонов и Василий Шукшин. От такого обилия звезд на борту и сам теплоход невольно должен был стать звездным, но стал мемориальным. В одной из его кают осенью 1974 года ушел из жизни Василий Макарович Шукшин. Съемки картины завершили без него, а теплоход в 1977 году передали из Вятского речного пароходства волгоградскому заводу «Аврора». Так он добросовестно проходил по Волге и Дону еще два десятка лет.

А как же имя? Имя «Василий Шукшин» теплоходу присвоили после завершения четырехлетней модернизации в 2002 году, когда его приписали к речному порту Волгограда. Обновленный теплоход использовали на круизных маршрутах.

На реках малой родины

Его собрат теплоход «Василий Шукшин» добросовестно выполнял обязанности по перевозке пассажиров в Западно-Сибирском речном пароходстве вплоть до начала 1980-х годов. Ходил между Барнаулом и Бийском. Судно вмещало 171 пассажира при 16 членах команды. В апреле 1980 года теплоход был списан, а окончательно порезан в 1994 году.

Но из списков речного флота России судно с именем нашего земляка не исчезло. Его носит буксир-толкач РТ-723, который построили на Тюменском судостроительном заводе 33 года назад. В августе 2002 года Барнаульская городская Дума рассмотрела ходатайство Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, Алтайской краевой писательской организации, комитета ветеранов города Барнаула и предложения администрации города. Депутаты приняли решение присвоить буксиру РТ-723 ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» имя Василия Макаровича Шукшина. С 2014 года владельцем буксира «Василий Шукшин» являлось ОАО «Томская судоходная компания», порт приписки – Томск.

Буксир-толкач «Василий Шукшин».
Фото из сети Интернет

На чужбине

В начале октября 1977 года в алтайских СМИ появилось сообщение, что на Навашинском судостроительном заводе «Ока» Горьковской области идет полным ходом строительство морского корабля «Василий Шукшин». На самом деле это был головной, из одноименной серии, универсальный сухогруз проекта 1588. Его разработали в Центральном конструкторском бюро «Вымпел» в г. Горьком. С февраля 1978 года «Василий Шукшин» входил в состав Советского Дунайского, а с 1995 года – Украинского Дунайского пароходства. Долгие годы работал на заграничных линиях.

В начале декабря 2008 года сухогруз «Василий Шукшин» был задержан турецкими властями на входе в пролив Дарданеллы и отправлен в отстой. Причиной послужили судебные иски на общую сумму более 300 тыс. долл. Лишь после судебных разбирательств в апреле 2011 года судно вышло из Стамбула и вернулось в Измаил. После двухлетнего простоя требовался дорогостоящий ремонт, средств не нашли, было принято решение о списании. В августе 2012 года, находясь в акватории Николаевского судостроительного завода, куда его доставили для утилизации, судно раскололось на две части и затонуло.

Морская душа «Макарыча»

Судьба другого сухогруза, носящего имя Василия Шукшина, сложилась удачней. Как и другие суда проекта 16290, его построили на Волгоградском судостроительном заводе для Северо-Западного пароходства. Всего было построено 10 судов, все, кроме первых двух, получили имена выдающихся русских писателей. Суда предназначались для работы на европейских морях, в том числе заграничных перевозках по Балтике: в Польшу, Германию и Нидерланды. «Василий Шукшин» был спущен на воду 22 августа 1995 года, порт приписки – г. Санкт-Петербург.

Через 15 лет, 22 января 2011 года, модернизированный сухогруз вновь вышел на морские просторы. На 52% увеличился стандарт общей прочности корпуса судна и на 21% вместимость его трюмов. Теперь «Василий Шукшин» готов был перевозить зерно, контейнеры международного образца, лес. Модернизация обеспечила ему многие годы эффективной эксплуатации в условиях смешанных река море и морских перевозок. А вместе с судном будет жить и данное ему имя.

Судов Министерства речного флота РСФСР, а затем и Российской Федерации, которым присвоили имя Шукшина, на речных плесах Волги, Дона и Оби было несколько. Два из них были пассажирскими теплоходами типа ВТ, ВТУ проекта 331 для рейсовых и туристических перевозок на реках с малыми глубинами.

Сергей Краснов