Безопасная поездка: как снизить количество аварий с участием общественного транспорта

Июль 23 16:44 2019

В УМВД по городу Барнаулу прошло рабочее совещание, посвященное проблемам безопасности дорожного движения в сфере пассажирских перевозок. В его работе приняли участие первый заместитель главы администрации Барнаула Анатолий Воронков, начальник УМВД России по г. Барнаулу Максим Гердт, депутаты АКЗС и Барнаульской городской Думы, руководители пассажироперевозящих предприятий.

Пассажиры доверяют водителям свои жизни и здоровье – об этом нужно не забывать за рулем.
Фото Ярослава Махначёва

Рост снижения

Таким составом на рабочее совещание должностные лица, отвечающие за пассажирские перевозки и безопасность дорожного движения, собрались во второй раз. Что характерно, в актовом зале УМВД по г. Барнаулу собрались почти все руководители пассажироперевозящих организаций краевой столицы, то есть тема безопасности на транспорте волнует и их. Это логично. Можно, конечно, закрывать глаза на нарушения ПДД своими водителями, но в конечном итоге все это оборачивается против них: как минимум придется чинить технику и выплачивать ущерб пострадавшим в ДТП по вине водителя автобуса, как максимум – можно потерять лицензию на обслуживание маршрута, об этом уже в конце совещания напомнил Анатолий Воронков.

Начальник ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Олег Каркошкин, знакомя участников совещания со статистикой, отметил: данные, с одной стороны, обнадеживают, с другой – расслабиться не дают. Так, за первый квартал 2019 года наблюдалось снижение количества ДТП по вине водителей автобусов на 48,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако если анализировать данные уже за первое полугодие, то здесь процент снижения уже гораздо меньше – 31. Получается, летние месяцы расслабили водителей.

За полгода сотрудниками ГИБДД выявлено 3409 нарушений ПДД водителями на маршрутах. Еще 130 административных материалов составлено на должностных лиц, отвечающих за содержание транспорта в исправном состоянии – проще говоря, 130 автобусов было обнаружено на дорогах с техническими проблемами.

Нарушения, по оценке Олега Каркошкина, типичные – превышение скорости, разговор по телефону во время движения, поворот не из своего ряда. Начальник городского ГИБДД долго перечислял административные меры в адрес пассажироперевозящих предприятий – штрафы, лишения прав водителей есть почти в каждом из них.

Других водителей нет

Руководители транспортных компаний видят одну основную причину сложившейся ситуации: низкий профессиональный да и элементарно культурный уровень водителей. Так, гендиректор «Барнаулпассажиртранс» Олег Яблонский утверждает, что на его предприятии, одном из самых больших в сфере пассажирских перевозок в Барнауле, не хватает 50 водителей.

— Предприятие за свой счет проводит обучение водителей, но они потом уходят, даже не начав работать. Сейчас у нас лежит несколько выигранных исков в суды, которые мы подавали, чтобы вернуть деньги за обучение, – рассказал Олег Яблонский.

Причина этого, по мнению Олега Яблонского, низкая заработная плата водителей. Когда крупные торговые компании и сети предлагают шоферам в дватри раза больше, они идут туда. Оттягивают кадры и службы такси, позволяющие работать на личных машинах – зарплаты получаются сопоставимые, комфорта больше, ответственности и нервов – меньше.

Олег Каркошкин считает, что многим предприятиям не хватает инженеров по безопасности движения.

— Я еще захватил 1990-е годы, когда предприятия сами контролировали своих водителей, без участия тогда еще милиции, сами привлекали их к дисциплинарной ответственности, снимали с маршрутов, переводили в слесари. Но много где должность инженера по безопасности была упразднена по финансовым причинам, – говорит начальник ГИБДД.

Тем не менее крупные предприятия все же стараются следить за своими «пилотами». Так, на том же «Барнаулпассажиртрансе», несмотря на кадровый дефицит, только в этом году были уволены пять водителей за неоднократное нарушение ПДД и трудовой дисциплины.

Могли бы помочь контролировать водителей и безопасность поездки системы видеофиксации в кабине и салоне, но это дело затратное. По словам Олега Яблонского, оснастить один автобус стоит минимум 65 тысяч рублей. Сейчас в нескольких автобусах ОАО «БПТ» есть несколько таких систем видеонаблюдения, причем в тех, управляют которыми надежные водители.

— Не от хорошей жизни, – вздыхает Яблонский. – Бывали случаи, что системы воровали или ломали. Или в случае ДТП, какой-то спорной ситуации они вдруг почему-то не работали.

Кроме того, мало оснастить автобус, по-хорошему, нужен кто-то, кто бы следил через видеосистемы за водителем в реальном времени.

— Когда случилось ДТП, какой смысл смотреть запись – и так разберем аварию с ГИБДД. Надо контролировать, чтобы происшествий не было. А если видеоконтролем оснастить все автобусы – сколько нужно мониторов и сколько человек, чтобы следить за всеми одновременно, – размышляет гендиректор ОАО «БПТ».

На совещании выступали руководители крупных компаний, где система контроля водителей так или иначе выстроена. А вот как работают с водителями в более мелких фирмах, так и осталось неясным – и на этом сделают акцент во время очередного совещания.

26 крупных пассажироперевозящих предприятий зарегистрировано в Барнауле, в их парке 1100 единиц техники.